Гражданин, являющийся собственником земельного участка, построил новый дом и ему нужно оформить в этом здании прописку для себя и близких родственников. Чтобы это сделать владельцу потребуется доказать, что помещения внутри строения – жилые, и признаны пригодными для проживания – это обязательное требование Жилищного кодекса (ЖК), чтобы регистрировать в помещении граждан.
Контролирующие службы признают помещения жилыми, если на стадии проектирования и во время строительства были выполнены нормы санитарных, противопожарных и строительных нормативных документов. Данный информационный обзор содержит подробное разъяснение, что требуется сделать владельцу, чтобы признать его дом пригодным для проживания, для последующей регистрации в нём людей.
Способы для смены статуса нежилого недвижимого имущества на жилое
Чтобы прописать в помещении человека владельцу недвижимости нужно установить и документально зафиксировать пригодность здания для проживания в нём круглый год.
Это можно сделать двумя способами:
- Обратившись в многофункциональный центр. После обращения гражданина администрация района создаёт специальную межведомственную комиссию. Дальнейшую процедуру освидетельствования строения, и перечень необходимых, справок, экспертиз и других документов, определяет эта комиссия.
- Через суд. При инициировании судебного разбирательства нужно чтобы у владельца отсутствовала прописка на другой жилплощади. Суду потребуются предъявить подтверждение факта, что строение – это единственное возможное место, где может проживать семья собственника.
Определение пригодного для проживания помещения
Жилым домом – считается строение с несколькими комнатами, хозяйственными помещениями, кухней, санузлом, туалетом, предназначенное для постоянного пребывания в нём людей, обеспечивающее их всеми необходимыми жилищными условиями.
Жилым помещением признаётся недвижимое имущество расположенное внутри здания, в котором возможно проживание граждан в течение календарного года.
Строение считается пригодным для проживания и может являться постоянным местом жительства граждан, если оно выполнено в соответствии с требованиями следующих документов:
- положение МДС 13-21. 07;
- СНиП 31-02-2001;
- СанПиН 2.1.2.2645 10;
- нескольких СП с противопожарными правилами.
Невозможно признать жилым:
- техническую постройку;
- общие помещения, в том числе подвалы, подъезды.
Основные требования к пригодной для проживания недвижимости
- Каркас и стены рассматриваемого дома для признания его жилым и пригодным для проживания должны иметь прочность, обеспечивающую безопасность строения. Наружные стены должны иметь достаточную тепло — и пароизоляцию. Влажность помещений зимой не должна превышать 60%, а температура опускаться ниже 18 градусов.
- Помещения должны отвечать требованиям СНиП 31-02-2001 по ширине комнат и коридоров, размерам кухни и туалета. Площадь комнат не меньше – 12 м2, кухни – 6 м2, спальни – 8 м2. Ширина коридоров на меньше 0,85 м, кухни 1,7 м, прихожей 1,4м, ванной комнаты 1,5 м, туалета 0,8 м.
- Строение должно располагаться на земельном участке в зоне жилой застройки населённого пункта.
- Высота потолков внутри здания должна составлять не меньше 2,5 метра, а в прихожей и коридоре это значение может быть уменьшено до 2,1 метра, при условии, что на потолке расположены антресоли.
- Не допускается выполнять ступени лестниц разной высоты, так как это может привести к травмам жильцов.
- Комнаты и кухня должны иметь окна и естественно освещаться днём.
- Помещение защищено от попадания внутрь капель дождя, талых или грунтовых вод.
- В жилом строении должны быть проведены следующие инженерные коммуникации:
- электроснабжение;
- водоснабжение (достаточно холодного);
- отопление;
- вентиляция;
- канализация (возможно применение септиков);
- газоснабжение (если район где, находится здание, газифицирован).
- Уровень звука и вибраций внутри жилья должен быть в пределах допустимых нормативных значений. А содержание вредных веществ меньше опасных для здоровья значений.
- Нельзя располагать жилые комнаты над туалетом, ванной или кухней.
Если дом полностью соответствует всем перечисленным требованиям, оно может быть признан жилым в суде или специально организованной для этого межведомственной комиссией.
Порядок оформления документов для признания пригодности дома для проживания
В первую очередь следует оформить право собственности на объект недвижимости, сделать это можно обратившись в МФЦ. Без внесения сведений о праве собственности в единый реестр, проведение процедуры признания дома жилым невозможно.
Следующий документ, который нужно оформить – технический паспорт БТИ. Это документ, который содержит все характеристики дома (план помещений размеры, конструктивные особенности). На основании технического паспорта проводятся экспертизы и выдаются необходимые заключения.
Для оформления технического паспорта владельцу нужно написать заявление в БТИ и оплатить госпошлину. Специалист на месте осмотрит здание, участок и прилегающую территорию, проверит документы. На основании этого обследования БТИ подготовит технический паспорт строения. Сведения в техническом паспорте могут служить основанием для признания садового дома жилым, если в там прописаны соответствующие сведения.
Эти два документа обязательны как в случае судебного разбирательства, так и при обращении в региональный орган исполнительной власти.
Порядок признания помещения жилым при обращении гражданина в МФЦ
Администрация поселения или района приказом создает межведомственную комиссию для комплексного обследования и установления реального состояния помещений. Председателем комиссии назначается работник администрации района.
В состав межведомственной комиссии включают членов организаций:
- отвечающих за жилищный контроль ведомств;
- санитарно-эпидемиологической службы;
- МЧС, курирующую пожарную безопасность зданий;
- представители архитектурного надзора, градостроительства, эксперты проектировщики и другие представители (если этого требует конкретный случай).
Межведомственной комиссией определяются документы, которые должен предоставить заявитель для признания объекта годным для проживания.
После проведения комиссией обследований и освидетельствования оформляется и подписывается её участниками заключение о соответствии или несоответствии обследуемой недвижимости требованиям Положения о признании помещения жилым помещением. Если комиссия не признала помещение жилым гражданину нужно обратиться в суд.
Какие документы и доказательства потребуются в суде
Если технического паспорта, выдаваемого БТИ будет недостаточно, то суд может запросить следующие документы:
- Комплексная экспертиза. Данное обследование определяет реальное техническое состояние строения. В ходе проведения экспертизы проверяются характеристики помещения на соответствие требованиям СНиП, СанПиН и противопожарных норм. На основании проведенных действий, составляется экспертное заключение признающее строение пригодным или непригодным для постоянного проживания. Стоимость такой услуги составляет от 10 тысяч рублей в зависимости от сложности оцениваемого объекта.
- Справки, подтверждающие соответствие объекта санитарно эпидемиологическим и противопожарным требованиям. Их можно получить в контролирующих органах (Санитарно-эпидемиологической службе и отделении МЧС). Но это может занять много времени. Часто чиновники этих ведомств выявляют у строения параметры несоответствующие действующим нормам и отказывают в выдаче справки. В этом случает такие документы нужно заменить комплексной экспертизой.
- Зарегистрировать в суде заявление в о признании помещения жилым.
В ходе судебных заседаний также потребуется подтвердить факт того, что гражданин постоянно проживает на территории товарищества в садовом домике по указанному адресу (свидетельство очевидцев или справку от председателя садоводческого кооператива).
Выводы
В заключении к статье можно сделать вывод, что признать дом жилым – это долгая и трудоёмкая процедура, требующая сбора большого количества документов и проведения нескольких экспертиз. Главное чтобы дачный дом удовлетворял всем требованиям нормативной документации.
Из двух процедур, рассмотренных нами в статье, разбирательство в суде выглядит проще по сравнению с обращением местную администрацию.
Только квалифицированный юрист, регулярно практикующий жилищные споры, может развёрнуто ответить на вопрос какие документы потребуются в каждом конкретном случае в данном регионе.