Газ является самым доступным энергоресурсом на сегодняшний день. Использование существенно снижает затраты на оплату коммунальных услуг. При покупке квартиры или частного дома, основополагающим фактором для покупателя является наличия подключения к центральной газовой трубе. С 2008 года в силу вступил закон о необходимости заключения договоров на обслуживание внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и частном секторе. Этот вопрос вызывает много споров, потому что обслуживание подразумевает плату, а люди тратить лишние деньги не готовы. Необходимо внести ясность в этот закон, и рассказать подробнее, из-за чего было принято такое решение. Многие вопросы отпадут сами собой.
Необходимость регулярного осмотра
Ответственность за газовое оборудование, установленное на входе общей трубы в дом, несёт управляющая организация, ТСЖ или ИП, которые заключали первоначальный договор с газовой компанией. Оборудование, установленное внутри жилых помещений, находится под ответственностью собственников квартир, и именно они должны заключать договора на обслуживание и регулярно оплачивать эту слугу. Особо экономные хозяева отказываются платить и просто не пускают специалистов в квартиры, боясь выставления счёта. Такой подход крайне опасен, как для проживающих в конкретной квартире людей, так и для их соседей по всему стояку и даже в других подъездах. Газ – очень летуч и горюч. Стоит ли объяснять какие последствия могут быть даже у маленькой утечки? Красноречивее всего скажут цифры:
- 2014 год – 8 случаев взрывов бытового газа -14 погибших;
- 2015 год – 15 случаев взрывов бытового газа – 17 погибших:
- 2016 год – 10 крупных взрывов в больших городах – более 30 человек погибших.
В 2016 году чрезвычайные происшествия были зарегистрированы в Калининграде, Туле, Воронеже, Белгороде, Саратове и Рязани. Только в последнем взрыве погибло 13 россиян, в том числе один несовершеннолетний. Эти пугающие цифры кому-то могут показаться пустяком в сравнении с тем, сколько каждый год гибнет людей на дорогах. Эти показатели страшны именно тем, что их легко можно было предотвратить, проведи специалисты своевременно техническое обслуживание и не относись люди к этому вопросу халатно. Погибли не только виновники взрыва, но и соседи и даже прохожие возле дома.
Не стоит забывать, что газ опасен не только возможностью воспламениться – им невозможно дышать. Маленькая утечка, способна спровоцировать высокую концентрацию газа в воздухе, в плохо проветриваемом помещении и вызвать удушение и отравление. Чаще всего это происходит во сне. Надеемся, что приведённая выше статистика, поможет изменить своё решение о необходимости заключения договора на обслуживание внутриквартирного оборудования газа.
Что входит в понятие «обслуживание»
Вот стандартный перечень работ, проводимых при техническом обслуживании оборудования на газ в многоквартирном доме:
- визуальный осмотр;
- проверка правильности монтажа оборудования установленным нормам;
- проверка герметичности стыков и поверхностей труб – для этого используют мыльный раствор или специальный прибор;
- проверка целостности оборудования и его полная укомплектованность;
- проверка отсутствия внесённых конструктивных изменений в систему;
- испытание работы краников и наличия в них смазки;
- контроль притока воздуха в котёл для обеспечения процесса горения и наличия тяги в дымоходе и вент.канале;
- проведение инструктажа по технике безопасности.
Важно! Устранение поломки или покупка запчастей, необходимых для её устранения, оплачивает абонентом дополнительно.
Дополнительные пункты стандартной процедуры проверки газового оборудования, если в жилых квартирах установлен газовый котёл или речь идёт об индивидуальном жилищном строении:
- прочистка горелок;
- опрессовка газопровода;
- тестирование исправности работы датчиков, отвечающих за немедленное отключение котла в случае обнаружения поломки;
- тестирование датчиков температуры и задымлённости в соответствии с нормативами;
- проверка давления газа в трубопроводе.
Стандартная гарантия на перечисленные работы – 12 месяцев. Гарантийное техобслуживание на ремонт, не распространяется на замену газового котла или какого-нибудь из элемента газовой системы. Плата за такие работы по ВКГО взимается дополнительно.
Параметры обслуживания ГО в многоквартирном и частном доме
Необходимость технического обслуживания ВДГО и ВКГО и его периодичность регулируются «Правилами Пользования Газом», утверждёнными 14.05.2013 г. постановлением Правительства РФ. Есть свод правил отражённых в ГОСТе.
Отопительные приборы, бойлеры для нагрева воды и газовые плиты мощностью потребления до 30 кВт, и генераторы тепла и газовые котлы до 50 кВт, проверяются:
- 1 раз в 3 года – если оборудование эксплуатируется меньше 15 лет;
- 1 раз в год – если оборудование эксплуатируется более 15 лет.
Если приборы обладают большей мощностью, чем указаны выше, то периодичность проверки – 1 раз в год, независимо от срока его использования. В отдельных случаях периодичность может быть иная, если заводом-изготовителем оборудования установлены собственный срок эксплуатации, но большинство из них использует стандартный период – 1 год.
Отдельно стоит отметить, что людям, отказавшимся заключать договор на ВДГО и ВТГО может быть перекрыта подача газа. Это сложная процедура, но к постоянным неплательщикам она применяется регулярно. Списки людей отказавших платить, подаются в жилищную инспекцию, управляющую компанию и поставщику энергоносителя. По их запросу, через согласование отделения Газпрома в конкретном регионе, собственнику отключают газ. Для возобновления подачи, необходимо заключить договор, провести обслуживание, устранить неполадки, если таковые будут иметься.
Стоимость на тех.оюслуживание разниться в зависимости от региона России. Она регламентируется не желанием проводящего осмотр, а количеством конфорок на газовой плите и наличием дополнительного оборудования. Прейскурант услуг с ценами можно посмотреть на сайте проверяющей компании. Сотрудник обслуживающей компании должен приходить на осмотр в спецовке, иметь при себе удостоверение и товарные чеки. Удостовериться в личности проверяющего, можно совершив звонок в компанию и назвав ФИО из удостоверения.
Важно: выбрать способ оплаты квитанции можно самостоятельно. Если собственнику удобно, то можно оплатить её через единый расчётный кассовый центр, через банк или онлайн-банк.
Почему важно пользоваться услугами профессионалов
Перечень работ по диагностике оборудования, который был приведён выше – некоторым покажется слишком простым, для того чтобы пользоваться услугами специализированной организации, тем более, платить за них. Это ошибочное мнение: подобная работа по силам не каждому. При отсутствии опыта и необходимых знаний в диагностировании, довольно просто упустить мелкие признаки протечки или не заметить сбои в эксплуатации котла или состоянии вентиляции. Подобные маленькие недочёты могут привести к катастрофе. Даже определение неисправности при диагностике, может не помочь её устранению из-за отсутствия навыков и специального оборудования. Лучше запомнить, что собственники обязаны вызвать специальную службу для проведения диагностирования и обследования оборудования газа.
Важным доводом в пользу вызова мастера от компании, является тот факт, что на руки после обслуживания, собственник получает документ с подписью мастера и печатью организации, в том, что работы проведены. Это перекладывает всю ответственность на компанию и конкретного специалиста. Работы проведённые мастером не снимают с оборудования гарантию и делают его ответственным в случае возникновения чрезвычайной ситуации.