Законодательство России не гарантирует уборщиц в каждый конкретный подъезд. Но, если ЖК не выделяет сотрудников, которые бы убирались в подъездах многоэтажных домов, то коммунальные службы нарушают закон. Управляющая компания ответственна за уборку коридоров, лестничных клеток, пространств перед входными дверьми квартир, решеток, лифтов и площадок, корреспондентских ящиков, в общем всего пространства между входной дверью в дом и личными дверьми жильцов квартир. Если уж компания заключила взяла на себя обязательства перед проживающими в этом доме людьми, то она должна их выполнять.
Важно! Постановление Госстроя No 170 от 27.09.2003 указывает на то, что заниматься уборкой в подъездах многоэтажных домов должны работники жилищной конторы. Управляющие компании не только могут набирать личный персонал, но и пользоваться услугами клининговых компаний, заключать договора подряда.
При осуществлении своей деятельности компании должны руководствоваться правилами, указанными в следующих нормативных актах:
- Постановление правительства от 03.04.2013 No 209
- Постановление правительства No 491 от 13.08.2006 года
- ГОСТ Р 51617-2000 « о жилищно-коммунальных обязанностях и услугах»
Важно помнить, что в статье 36 Жилищного кодекса и комментариев к нему указывается, что ЖК должна следить за чистотой в подвалах и на чердаках, а не только в лифтах, на лестницах и пространствах между ними. Соответственно, уборщицы должны обслуживать данные объекты: проводить влажную уборку всех пространств общего пользования в домах, клеток, решеток и лифтов. Конечно же, наиболее грязным местом в домах часто является область мусоропровода, ей должно быть уделено особое внимание.
Когда жилые компании заключают соглашение с жильцами домов, они должны разработать к договору график уборки, а именно, что, когда и сколько должно быть вымыто, подметено и почищено. А жильцы многоэтажек в свою очередь имеют право согласиться или высказать свои предложения по улучшению графика. В интернете есть типовой образец, который могут как пример использовать компании. Всем понятно, что разные подъезды требуют разной уборки, пространство перед мусоропроводом пачкается быстрее, больше жильцов –больше грязи, следовательно надо чаще мыть. Если вы недовольны чистотой и санитарным состоянием пространств, начинающихся после входа в дом, то Вам стоит, прежде всего, ознакомиться с имеющимся у Вашей ЖК расписанием уборок. Если в этом документе окажется, что ЖК по плану должна наводить чистоту 1 раз в месяц, то не стоит удивляться беспорядку в подъездах. (Ну, это же конечно крайний случай, такого не бывает).
Нормы и нормативность уборки подъездов в многоквартирных домах
Итак, чтобы понять какое же минимальное количество раз ЖК должен прислать уборщицу, посмотрим на наше законодательство. Постановлением правительства от 03.04.2013 года No 209 утверждается список работ, которые должны осуществляться в мкд (многоквартирных домах) уборщицами. Еще одним документом, который регулирует правила уборки подъездов, является ГОСТ 51617-2000.
Существуют установленные законом правила наведения чистоты на пространствах между входной дверью и дверьми в квартиры:
При подметании веник должен быть мокрым. А подметены должны быть полы в лифтах, на первом и втором этажах, рядом с местами выброса мусора (если они внутри дома). Регулярно все эти пространства между мусоропроводом и лифтом должны быть вымыты. Об этом мало кто знает, но в наших домах должны мыть тряпкой батареи, перила, двери, подоконники, стены и потолок в парадных (Не представляю себе, как это мыть тряпкой потолок, особенно, если он в побелке) Окна и плафоны / люстры тоже должны содержаться в чистоте, уборщица должна очищать их от пыли и грязи.
Для выполнения необходимых трудовых функций на высоком уровне управляющая компания должна соблюдать нормативы уборки в подъездах многоквартирных домов, указанных в госте 51617-2000 . Эти нормативы включают не только подметание и мытье полов и лестниц, уборки подъездного пространства, но и регулярное проветривание подъездов, прочищение вентиляции, обметание потолков. Лифтовая зона, куда входит пол и стены, сначала протирается мокрым веником, а затем моется чистой тряпкой с добавлением в воду чистящих средств. Если в жилом помещении имеется мусоропровод, уборщица обязана вынимать отходы из специального помещения и наводить там порядок, не забывая единожды в месяц обеззараживать составляющие мусоропровода и люки. Все конструкции в подъезде должны содержаться в хороших условиях, сюда входят трубы и системы отопления.
Жилищные нормативы или жнм, содержат и утверждают регламент проведения работ по уборке территории, требования к содержанию подъезда, какие действия необходимы для содержания ответственной зоны, организацию контроля за состоянием подъезда, порядок проведения генеральных уборок и уборок в соответствии с графиком.
Периодичность уборки
При осуществлении своих обязанностей уборщица должна соблюдать требования и регламент санпина для поддержания чистоты в помещениях. Мытье подъездов, лестничных площадок и маршей, согласно нормам должно осуществляться 2 раза в месяц. Обязательно каждый день, надо проводить тщательное подметание, протирать мокрой тряпкой пол на первом этаже дома и в лифте. Каждый день согласно нормативам, уборщице рекомендуется протирать полы и лестничные площадки.
Важно! Согласно ГОСТу ответственному лицу требуется не только соблюдать необходимые правила и государственные стандарты, но исполнять свои обязанности с обусловленной периодичностью.
Для качественного обслуживания подъездов многоквартирных домов необходимо исполнять следующую периодичность, которую устанавливает ГОСТ и стандарты санпина:
Ежедневная тщательная уборка лифта
В ежедневную уборку лифта входит:
- 2 раза среди недели использовать влажный веник для наведения чистоты начиная с третьего этажа. Ежедневно вымывать первый и второй этажи
- раз в год необходимо чистить и устраивать влажную мойку для плафонов, окон, лестничных решеток, шкафов для электросчетчиков, ящиков для корреспонденции
- 1 раз в неделю уборщица должна убрать на территории перед подъездом, крыльцо, чистить щеткой решетку
- два раза в год санитарные нормы рекомендуют помыть оконные подоконники и приборы предназначенные для отопления
Претензии по поводу плохой уборки
Если коммунальные службы не занимаются подъездами или нерегулярно поддерживают порядок. Если уборщица не следует графику работы и плохо вымывает лестницы, полы и лифт, не следит должным образом за подъездной территорией, тогда жильцам надо пойти в ЖКХ, где их проконсультирует специалист и ответит на все их вопросы. Не всегда разъяснения сотрудников управляющих компаний удовлетворяют жильцов, часто вызывают явное несогласие. Тогда можно направить претензию на состояние уборки в управляющую компанию, которая направит специальную комиссию для оценки уборки помещений и выяснит сколько раз и как часто проводилась уборка. В претензии надо указать координаты подъезда, где он расположен, суть претензии. Если управляющая компания проявляет бездействие, убирает не чаще, чем один раз в полгода, то жильцы подъезда имеют право отправить жалобу сначала в районную администрацию, а затем в Роспотребнадзор и Прокуратуру. Как правило,претензии рассматривают до 1 месяца, а если того требуют обстоятельства, то срок может быть сокращен до 5 дней.
Когда положительных результатов рассмотрения жалобы нет, надо готовить подачу иска в суд. В мировой паутине можно найти образец подобного заявления. Если из договора не следует, что управляющая компания обязана осуществлять уборку, то по закону компания обязана проводить мероприятия по уборке помещения. Эта норма указана в Постановлении правительства No 491 от 13.08.2006 года. Чтобы требовать в суде нормальной санитарной уборки в подъезде, жильцы должны выполнить все условия, которые указаны в договоре и иных документах, например, представить доказательства регулярной оплаты коммунальных платежей.
Заключение
Жителям подъезда не следует сбрасываться на уборщицу или собственными силами мыть коридоры или лестничные марши. Надо всегда помнить о том, что в Жилищном кодексе закреплено, что уборка подъезда –это ответственность управляющей компании, которой жильцы платят за ее работу ежемесячно деньги. Некоторые управляющие компании игнорируют свои обязанности, и жильцы не должны бездействовать, ведь любой владелец недвижимости может обратиться с жалобой и привлечь жилищную контору к ответственности. А если уборщица говорит,»я мою» полы, а на самом деле не следует установленному графику, тогда жильцы дома имеют полное основание обращаться в специальные структуры за разъяснением работы уборщицы.
скачать пустой образец графика уборки подъездов
скачать образец графика уборки подъездов
скачать образец графика уборки подъездов без лифта