Установка счетчика для отопления (как и электросчетчика) может сильно оптимизировать расходы на коммунальные услуги. Поскольку счетчик является прибором и его детали могут изнашиваться со временем, он нуждается в периодической поверке. Владелец помещений, в которых установлен прибор, должен знать, что представляет собой эта процедура, кем и с какой периодичностью она проводится и сколько стоит.
Что такое поверка и зачем ее проводить
Поверка приборов учета тепловой энергии представляет собой работы по экспертизе счетчика на соответствие характеристикам, предусмотренным для данной категории метрологического оборудования. В ходе поверки используется базовый эталон, с которым и осуществляется сравнение.
В случае выявления повреждений, дефектов прибора, выдачи им ошибочных показаний, устройство передается в ремонт или заменяется на новый.
«Особое внимание следует уделить контролю за периодом поверок, чтобы не пропустить очередную процедуру».
Отсутствие своевременной поверки, влечет последствия:
- запрет на эксплуатацию не поверенного прибора учета;
- увеличение суммы коммунальных платежей, так как счетов за отопление будут выставляться не по показаниям счетчика, а по нормативам;
- длительные разбирательства с коммунальными и ресурсоснабжающими службами.
Определить межповерочный интервал просто — информация о нем отражена в техпаспорте. По истечении этого периода прибор подлежит передаче в специализированную службу на поверку.
Важно! Владельцам жилых помещений в многоквартирном доме следует проверить управляющую компанию (ТСЖ) на предмет своевременной экспертизы общедомовых приборов учета (ОДПУ) и уточнить сколько это будет стоить.
В законодательстве все вышеуказанные требования отражены в Федеральном законе «Об обеспечении единства измерений» и Постановлении Правительства РФ № 354.
Виды поверки теплосчетчиков
Существует три вида поверки счетчиков тепла, каждый из которых имеет свои особенности.
- Первоначальная. Проводится заводом-изготовителем перед отправкой продукции на реализацию. Подтверждением ее наличия служат отметки на самом приборе (клеймо, наклейка, гравировка, надпись) и в сопровождающей технической документации (техпаспорте). Первоначальной поверкой называют первую экспертизу счетчика после ремонтных работ.
- Плановая (периодическая). Должна осуществляться в конце каждого межповерочного интервала. Величина этого интервала может разниться в зависимости от указаний производителя и модели счетчика и составлять от 4 до 6 лет.
- Внеочередная. Для проведения данного вида поверки существует несколько причин:
- срыв клейма или пломбы, которые стояли на оборудовании;
- потеря технической документации и актов о вводе в эксплуатацию и о проведенных ранее проверках;
- наличие повреждений корпуса измерительного прибора, причиненных, в том числе, в ходе ремонтных работ;
- отсутствие эксплуатации в течение длительного периода времени.
Четкое структурирование видов поверки позволяет собственнику помещения сориентироваться в конкретной ситуации и своевременно обратиться в соответствующую организацию.
Кто вправе проводить поверку теплосчетчиков
Выполнить данный вид работ самостоятельно, без привлечения профессионала невозможно и незаконно. Как уже говорилось ранее для этого потребуется соответствующий эталонное устройство. Неспециалист не сможет определить имеются ли в приборе какие-нибудь дефекты или поломки.
В перечень организаций правомочных осуществлять поверку теплосчетчиков входят:
- Ростест и его отделения в субъектах РФ.
- Сервисные центры (службы) завода-производителя счетчиков.
- Коммерческие организации, прошедшие аккредитацию и получившие документ государственного образца.
Важно! «Инициатором проведения поверочных работ может быть как собственник так и управляющая компания (ТСЖ)»
По итогам поверки, устройство либо признается непригодным для дальнейшей эксплуатации и не соответствующим техническим требованиям и подлежит замене, либо получает положительную оценку от проверяющего.
В последнем случае инспектор, который поверяет, обязан сделать отметку на самом приборе (поставить оттиск), в специальной графе техпаспорта и выдать акт или свидетельство о повторном допуске счетчика к использованию с указанием следующей даты поверки. Эта дата может отличаться от заводской в зависимости от модели прибора и статистики по его работе. Должна быть предоставлена гарантия на проведенную экспертизу.
Этапы проведения поверки
Данный вид работ предполагает использование профессионального оборудования и выполнение ряда мероприятий:
- Демонтаж счетчика – снятие устройства с узла учета тепловой энергии (УУТЭ) с отключением энергетических соединений и передача его в метрологическую организацию. Параллельно, на время проведения работ на узел устанавливается проставка (имитатор).
- Калибровка — сверка работы счетчика, который сняли, с эталонным образцом, выявление и устранение несоответствий.
- Настройка оборудования в соответствии с техническими требованиями.
- Поверка — экспертиза счетчика в ходе его работы в нескольких режимах и с разноуровневой степенью нагрузки.
- Проверка состояния узлов и снятие поврежденных с последующей заменой (при необходимости).
- Проставление в техническом паспорте соответствующей отметки.
- Монтаж оборудования и подключение его.
- Итоговый осмотр счетчика техническим надзором с проставлением пломб и выдачей необходимых актов.
Важно! Далее прибор может продолжать использоваться в соответствии со своим назначением.
Стоимость работ
Единой цены и тарифа на поверочные услуги нет и ценник зависит от нескольких факторов:
- модели счетчика;
- вида прибора (промышленный, общедомовой либо индивидуальный);
- субъекта РФ.
В нижнем ценовом сегменте — экспертиза индивидуальных приборов учета, которая стоит от 3 до 8 тысяч рублей и предусматривает применение льготных тарифов для определенных категорий граждан.
Экспертиза прибора в многоквартирном доме будет стоить не дешевле 20 тысяч рублей, а стоимость проверки промышленного — не менее 30 тысяч.
Поверка приборов учета тепла — это сложный и трудозатратный комплекс работ, выполнение которых должно производиться только аккредитованными специалистами. Своевременное осуществление этих работ уберегает собственника от негативного общения с коммунальными службами и дополнительных трат особенно в период отопительного сезона.