Уже с начала 2013 года, жилые помещения, в которых прописаны жильцы и расходуется вода, должны быть обеспечены установленными водосчётчиками. Большинство квартир так и эксплуатируются без индивидуального прибора учёта. Сроки поверки службы счетчика горячей воды согласно установленному государством регламенту происходят один раз за четыре и пять лет. Период использования самого прибора учёта горячей и холодной воды обозначен в техническом паспорте устройства.
Наступает момент, когда появляется необходимость в экономии расходов на коммунальные услуги, тогда владельцы недвижимости начинают устанавливать счётчики, которые позволяют осуществлять контроль потребления воды. Они служат для оплаты только фактически потреблённого количества воды. Водяные счётчики нельзя просто установить и использовать, сколько захочется – их обязательно нужно проверять.
Что говорит закон
ФЗ №102 от 2004 года регламентирует срок в 5 лет для проверки приборов учёта на холодную воду и 4 года на горячую. Так же процедура необходимого контроля за эксплуатацией счётчиков описывается в «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам», принятых Постановлением Правительства в 2006 году.
Проверку проходить нужно обязательно – она позволяет выявить нарушение границ установленных нормативов в показаниях прибора. Эти отклонения могут спровоцировать некорректный расчет количество потраченного энергоносителя и увеличения оплаты за него. Собственник, не совершивший поверку в срок определённый правительством, нарушает действующее законодательство. Максимальный срок службы прибора учёта горячей и холодной воды, определяет гарантия установленная заводом изготовителем. На даты указанные в гарантийном талоне, стоит обратить внимание при монтаже.
Зачем счётчик необходимо обслуживать
Статистические данные наглядно демонстрируют, что чаще всего, крыльчатые счётчики ломаются аккуратно по истечении срока необходимой поверки. ПУ для горячей воды часто выходит из строя раньше, чем для холодной. Это происходит из-за контакта с водой высокой температуры. По статистике поломка происходит в половине случаев. Оставшаяся часть ломается после семи — восьми лет использования. У любого собственника встаёт вопрос: что выгоднее: купить и поставить новый прибор или проверить имеющийся? Опыт многих лет, говорит о том, что больше смысла в замене счетчика. Приобрести новый прибор учета обходится дешевле, чем диагностика и ремонт старого.
Ниже перечислены самые часто встречающиеся причины поломок устройств:
- низкое качество воды – имеет осадок и крупные частицы мусора, повреждающие «внутренности» прибора;
- нечищеные фильтры – каналы водоснабжения в советских домах давно подлежат замене, а фильтры полные грязи не чистятся годами;
- отключение водоснабжение перед летним и зимним сезонами – отсутствие в трудах воды в течение 7 – 10 дней способно вызвать засыхание механизмов прибора;
- манипуляции по обману коммунальных служб – прикладывание народными умельцами сильных магнитов к приборам учёта, которые ставят цель замедлить изменение показаний — сильно вредят деталям счётчика.
Определить исправно ли работает счётчик без помощи специалистов невозможно. Как раз поэтому государством был разработан регламент проверки счетчиков в определенное время. Профессионал своего дела, имеющий специальный сертификат на допуск к диагностике ПУ, выдаёт по окончании проверку акт выполненных работ и заключение о соответствии нормам.
Кто и как проводит проверку
Для проверки водяного счетчика прибегают к двум методам.
Можно подать заявление в локальное отделение водоканала. Они перекроют воду на этаже и снимут счетчики. Проверку состояния счетчика , совмещают с проверкой и оформлением полного пакета документов. Из-за того, что всё время проведения диагностики, жильцы квартиры вынуждены находится в помещении без водоснабжение , такой подход выглядит очень неудобным.
Во втором случае, можно прибегнуть к помощи специалистов и аккредитованной организации, которая имеет лицензию на проведение работ по поверке приборов учета. Цена услуги не высока – всего около 500 рублей, однако даже эти затраты, с лихвой окупаются тем фактов, что диагностика происходит без снятия прибора, а значит выполняется в короткий срок и не оставляет жильцов без воды.
Важно! Чтобы не столкнуться с серьёзной проблемой, а именно расчётом цены за пользование энергоресурсами по усреднённым тарифам, необходимо своевременно выполнять проверку. Важно понимать, что срок до момента необходимой диагностики начинается не с момента монтажа устройства, а с даты его изготовления. Если момент будет упущен, то проверяющий может признать данные, отображаемые счетчиком недействительными и это приведёт к перерасчёту суммы в квитанции. Не забывайте, что у счетчика на горячую воду срок эксплуатации составляет 5 лет.
По результатам диагностики, может обнаружится необходимость замена счетчика, если отремонтировать его нельзя, а поломка провоцирует отображение некорректных данных. Для этого определены следующие основания:
- прибор учета определяется как не исправный;
- по гарантийному талону срок его использования истек;
- потерян технический паспорт на устройство.
Гарантированные сроки службы
У различных вариантом счетчиков горячей и холодной воды, срок эксплуатации и годности могут меняться, но единый по стране срок, определяется ГОСТом, регламентирующего использование крыльчатых устройств учета. Время службы определяемой гарантией производителя, имеет всего 18 месяцев с момента установки, если диаметр прибора учета колеблется в районе 8-50, а максимальный объём проходимой воды от 8100 до 203000 м.куб. На указанный срок немаловажное воздействие оказывает качество воды в трубопроводе. Если вода льётся по ГОСТу 2874, значит, ПУ будет функционировать исправно долгое время. При показателях качества воды ниже уровня ГОСТа, реальный срок эксплуатации сильно снижается. Не стоит путать срок эксплуатации и периоды поверок, прописанные в тех.паспорте периоды максимального времени использования счетчика, не отменяют проверку раз в 4-5 лет даже если приборы исправны.
Рекомендуется использовать один счетчик для холодной воды два раза по пять лет, если до этого времени не происходит капитальная поломка. ПУ холодной воды, может прослужить и три срока по четыре года, но проверки в этом случае будут обязательными в указанном промежутке времени.
Что делать после окончания срока пользования
После окончания времени работы прибора, его нужно заменить другим. Потребуется снять старый счетчик и поставить вместо него новый. Для тех, кто хочет осуществить это самостоятельно – рекомендация: лучше обратится к специалистам. Можно частным, а можно и через управляющую компанию, жилищное товарищество или поставщика энергии. Самостоятельная замена для собственника это дело почти непосильное из-за большого количества деталей в процессе, и необходимости проведения опрессовки. Опломбировку представители управляющее компании обязаны провести бесплатно. Это прописано в постановлении №824. Хозяину квартиры необходимо только подать заявление и показать право собственности на помещение. Приобретение устройства учета осуществляется на деньги абонента. Для того чтобы понять, какой нужен счётчик для воды в конкретном доме, можно узнать в отделе по работе с клиентами поставщика воды её состав. Дополнительно можно выяснить, какое устройство уже возможно был установлен в квартире до вас. Обязательно поторопитесь с монтажом прибора: если его быстро установить, то квитанция за оплату воды будет значительно меньше.
Замена вместо сверки
И частный собственник и юридическое лицо может отказаться от проведения обязательной диагностики водяного счетчика. Это обуславливается тем, что цена осмотра и ремонта, равняется стоимости совершенно нового устройства. Если необходимо заменить старый прибор новым, то не забудьте вызвать специалиста, который проведёт снятие показаний. Следующим шагом необходимо удалить старый водомер и заменить его новым, для этого на руках нужно иметь счет и все документы для его эксплуатации. После этого агрегат пройдёт регистрацию, и только тогда начнутся начисления коммунальных платежей по новым показателям.
Важно! Частым явлением называется то, что некоторые приборы после поверки содержат не исправности, поэтому имеет смысл сразу менять их на новые. Правда это требует немедленных затрат на приобретение нового счетчика и его монтаж.
Обычный срок проведения экспертизы – 30 суток, а монтаж нового счетчика происходит за 60 минут. Из этих данных понятно, что привлекательнее будет сразу заменить прибор. Статистика показывает, что около 80% счетчиков не приносятся на повторные проверки. Это связано с тем, что на это нужно потратить время: заявление, демонтаж, диагностика, регистрация. Этот процесс в десятки раз быстрее происходит при полной замене оборудования.
Действия на опережение
Помните, что неисправный ИПУ может в несколько раз изменить показания потребления воды и значительно увеличить размер коммунальных платежей. Такой прибор необходимо быстро поменять. В этом случае, имеет место проверять счетчики чаще, чем рекомендуется регламентом. Диагностика на опережение, может показать, что счётчик подлежит замене и его пора менять. Такие действия помогут избежать найма юриста, для представления интересов в суде, чтобы тот обеспечил пересчёт возможных многолетних неисправных показаний сломанного счетчика. Гораздо проще выглядит, поверять его согласно регламенту или даже чаще. Всё, что надо сделать – своевременно вызывать мастера.