Двухкомпонентный тариф на ГВС был введён в 2012 году как дифференцированный вариант фиксированного однокомпонентного тарифа, охватывающего все услуги ЖКУ.
Причиной стало Постановление № 1149 от 8.11.2012 Правительства Российской Федерации. В результате тарифы на снабжение потребителей разогретой водой были разделены на два компонента, один из которых составляла цена на использованный водный теплоноситель, второй — цена тепловой энергии на подогрев.
Важно знать! И ту, и другую цену устанавливали энергетики, поставщики услуг в ЖКУ. Поскольку они являлись монополистами в своих регионах, новая схема дала им возможность включать в общую стоимость теплоснабжения все другие расходы, в том числе не производственного характера. Практика показала, что отсутствие законодательных ограничений со стороны Федерального центра влечёт за собой резкое возрастание цен на горячую воду для населения и организаций.
Конец беспределу в сфере жилищно-коммунальных услуг положило утверждённое Правительством Постановление №129 от 14.02.2015. Во избежание участившихся судебных разбирательств граждан с поставщиками услуг по водоснабжению оно вменило в обязанность муниципальных органов власти определить ежемесячные нормы расхода холодной воды на одного человека и количества энергии для её нормативного разогрева.
Что дают новые правила потребителю услуг коммунальщиков
Изменения в законодательстве предусматривают жёсткое нормирование тарифного подхода для оплаты горячего водоснабжения по двухкомпонентной схеме. При предоставлении потребителю каких-либо услуг их исполнитель должен следовать определённым ориентирам, установленным уполномоченными федеральными структурами.
Норма энергозатрат на коммунальные услуги устанавливается структурами государства, уполномоченными осуществлять контроль за двухкомпонентными расценками на ГВС, учитывая:
- вид контура системы подачи разогретой воды внутри частного или многоквартирного дома (закрытый или открытый);
- оснащённость дома стояками изолированного и не изолированного типа;
- наличие полотенцесушителей на стояках.
Такое подробное структурирование технических атрибутов позволяет коммунальщикам и контролирующим органам более точно определить объём тепловой энергии (ТЭ), необходимый для разогрева холодной воды до температуры, требуемой нормами ГОСТ.
Важно знать! Постановление № 129 разъясняет, что такое компонент на горячую и ХВС. По сути, это два различных фактора, из которых складывается общая цена на услугу. Первый включает в себя величину потребления холодной воды для разогрева (регистрируется показаний прибора учёта (домашнего счётчика). Второй — норму расхода тепловой энергии. Её величина рассчитывается на подогрев 1 куба холодной воды.
Компонент на воду холодную, предназначенный для переработки в горячую, является основополагающим при расчётах оплаты услуг. Размер платежа за снабжение объекта горячей водой рассчитывается на основе цен:
- компонента на холодный теплоноситель, закачанную в контур для подогрева;
- компонента на тепловую энергию, которая затрачивается на разогревание холодной воды до стандарта по ГОСТ.
Тариф на горячую воду двухкомпонентный утверждён в Постановлении № 129. После 1 января 2018 года он становится обязательным для коммунальных служб на всей территории России. Любое отклонение тарифов от установленных нормативов по регионам влечёт за собой административное преследование. Судебная перспектива будет в таком случае всегда на стороне потребителей ЖКУ.
Какой должна быть горячая вода в норме
Произвольное толкование нормальной температуры для подогретого теплоносителя в домах и общественных учреждениях ограничено конкретными требованиями ГОСТ 2874-82. Предел установлен как на минимальные, так и на максимальные температурные показатели. Только в их диапазоне воду, предоставленную потребителю ЖКУ можно считать горячей.
СанПиН 2.04.01-85 регламентирует температурный коридор для подогрева от 60 до 75 градусов Цельсия. Причины здесь две:
- этот диапазон оптимален для дезинфекции жидкости, очистке её от патогенных бактерий;
- температура, превышающая 75ÕС, увеличивает риск возникновения ожогов при бытовом пользовании.
Понижение нижней планки до 50ÕС допускается только для сетей централизованного водоснабжения, контактирующих с закрытыми тепловыми системами. При контакте с теплоцентралями открытого типа температура в централизованных сетях не должна быть ниже 60 градусов. Максимальный показатель и в том и в другом случае ограничен 75ÕС.
Технология формирования законного тарифа на ГВС
Горячий теплоноситель является конечным продуктом нагрева холодной воды на соответствующей энергетической установке. Согласно ФЗ № 416 от 7.12.2011 года, регламентирующем процесс водоснабжения и водоотведения в системе ЖКУ, двухкомпонентный тариф на снабжение горячим теплоносителем исходит из затрат на использование как необходимой для этого холодной воды, так и энергии на её разогрев.
Важно! Для закрытой и открытой системы водоподачи тариф на холодную воду равен рыночной цене единицы объёма компонента и исчисляется в рублях на кубический метр.
Тариф на энергетический компонент, требуемый для разогрева заданного объёма теплоносителя, исчисляется в рублях на Гкал и соответствует цене необходимой для этого тепловой энергии. На разогрев 1 м3 воды от 60 до 75 градусов Цельсия затрачивается в среднем по регионам одна гигакалория.
Таким образом, сумма платежа за ГВС квартиры или частного дома горячей водой не должна превышать общую цену потреблённого объёма воды в кубических метрах и энергозатрат на её нагрев в гигакалориях.
Преимущества нового законодательства
В соответствии с Постановлением № 354 потребитель жилищно-коммунальных услуг по двухкомпонентному снабжению горячим теплоносителем обязан оплачивать их только по факту, исходя из конкретного расхода воды, указанного в домашнем счётном устройстве.
Если сумма, предъявляемая Управляющей компанией за использование теплоносителя, основывается не на данных, снятых со счётчика и превышает величину оплаты за аналогичную услугу в предшествующем расчётном периоде, компания (пункт 61, постановление № 354) обязана:
- произвести перерасчёт и скорректировать размер платы за поставку горячей воды, исходя из её фактического расхода по прибору проверки;
- уведомить о размере суммы, изъятой у потребителя сверх установленного норматива;
- зачесть эту сумму в счёт оплаты за ЖКУ в ближайший месяц.
Для согласия Управляющей компании на перерасчёт необходимо;
- своевременное предъявить претензии по оплате услуг;
- установить расхождение в объемах услуг, означенных в счётчике и предъявленных потребителю для оплаты коммунальщиками;
- получить подтверждение представителя поставщика ЖКУ;
- проверить счётчик для учёта потребления горячей воды и убедиться, что он исправен и опломбирован.
Заключение
Главное преимущество новых правил по усовершенствованию двухкомпонентного тарифа по оплате снабжения горячей водой — в расширении прав потребителя коммунальных услуг. С января 2018 года становится возможным воздействовать на недобросовестных коммунальщиков на основании вполне определённого закона. Неправомерное повышение тарифной ставки на оказываемые услуги теперь можно пресечь не только обращением в суд, но и практикой непосредственного обращения в Управляющую компанию, чтобы заставить её произвести перерасчёт и вернуть незаконно изъятые деньги.