Жилищно-коммунальное хозяйство выполняет десятки работ и услуг. Среди перечня выполняемых работ можно выделить платные и бесплатные услуги ЖКХ.
Платные и бесплатные услуги в сфере ЖКХ
Владельцы жилья заключают договор с управляющей организацией. В этом документе жильцы дома и представители УК оговаривают такие пункты:
- Какие мероприятия ремонтного характера в здании будет выполнять коммунальное предприятие?
- Какой сервис ЖКХ будет входить в коммунальные платежи?
- Какова будет ежемесячная сумма за услуги УК по обслуживанию здания?
- И какие обязательства будут у управляющей организации перед жильцами?
Поэтому платёж за квартплату состоит суммы за содержание и ремонт, а также коммунальный сервис. Список услуг, зафиксированный договором и за который население дома ежемесячно производит платежи, является условно бесплатным. Поэтому квартиросъёмщики вправе требовать от УК своевременно осуществлять работы, прописанные в документе.
Все остальные услуги, не зафиксированные договором, являются платными. Однако многие владельцы полагают, что от УК можно требовать любого бесплатного коммунального обслуживания в многоквартирном доме. Но это совсем не так. ЖКХ осуществляет бесплатные работы любой собственности на общей площади пользования или непосредственно в квартире. К таким услугам относятся:
- Своевременно ремонтировать водостоки и водоснабжение.
- Поддерживать в рабочем состоянии отопительную систему.
- Следить за нормальным снабжением газа. Такой сервис осуществляется до крана перекрытия в доме.
- Отслеживать состояние общей электролинии. Неисправности, которые привели к полному отсутствию электричества в жилом строении, должны быть ликвидированы за 2 часа. Также УК меняет лампочки в лифтах и парадных.
- Ремонтировать датчики учёта, фиксирующие расходуемые ресурсы. Они ремонтируются до места соединения с перекрывающим краном или устройством отключения.
- Осуществлять ремонт чердаков и крыш жилых домов.
- Ремонтировать стены и фасад здания.
- Менять стёкла на общедомовой территории.
- Следить за надлежащим состоянием полов и дверей. А неисправности входной двери подъезда должны исправляться за сутки.
- Очищать или промывать мусоропровод. Если в мусоропроводе возникли неполадки, то они должны быть исправлены за сутки.
- Ликвидировать неполадки лифта в течение 24 часов.
- Мыть лестничные пролёты, полы, окна, а также лифт.
- Убирать снег или наледи с крыш.
- Ремонтировать детские площадки, а также обустраивать их по мере необходимости.
- Следить за территорией, прилегающей к зданию. Сажать растения и следить за ними.
Эти работы выполняются по надобности. Стоит отметить, что ликвидация неполадок осуществляется с момента их установления или заявления квартиросъёмщиков. А уборка общедомовых площадей с двором должна осуществляться каждый день. Лестничные пролёты должны мыться ежемесячно, а окна, стены и двери – каждую весну.
Рытьё траншей для ликвидации аварий, устранение затоплений в подвалах, отключение стояков расцениваются в приватизированной квартире, как бесплатные услуги ЖКХ.
К обязанностям жилищного управляющего предприятия относится и планирование косметического или капитального ремонта здания и фактическая реализация такого мероприятия. Сроки его проведения устанавливаются с учётом эксплуатационного периода строения.
Все остальные работы, которые не предусмотрены договором, оплачиваются за счёт средств населения. К платным услугам ЖКХ относят:
- ремонт радиаторов отопления (батареи);
- ремонт газовой плиты или электрических приборов;
- всё сантехническое оборудование (краны, ванны, смесители и другая сантехника), кроме труб ремонтируется за счёт средств квартиросъёмщиков;
- счётчики, которые устанавливались самостоятельно жильцом, не имеющие пломбы, обслуживаются за его счёт;
- светильники и патроны под лампочку, дополнительная проводка, розетка, выключатель, которые находятся на личной территории квартиросъёмщика, приобретаются или ремонтируются исключительно жильцом;
- домофоны.
Важно! Платные услуги ЖКХ распространяются на владельцев квартир и на арендаторов гос.жилья. Поскольку УК является кооперативом, то она устанавливает рыночные цены на работы, которые не зафиксированы в договоре. Оказание услуг, за которые постояльцы платят деньги из своего кармана, регулирует Постановление Правительства РФ №354 от 06.10.2011 г. В нём сказано, что любые работы выполненные ЖКХ оплачиваются. И неважно есть соглашение с УК или нет.
Если вы однажды оплатили услугу, и не хотите платить повторно, то следует обратиться в УК. Подать заявление с указанной услугой для получения наряда-квитанции. Если работник ЖЭКа выполнил работу, на которую оформляли наряд-квитанцию, но жилец по каким-либо причинам не может её предъявить работнику, то сотрудник ЖЭКа вправе потребовать полную оплату за оказанный сервис, причём в увеличенном размере.
Однако существует перечень услуг ЖКХ, которые могут бесплатно выполняться у вас дома:
- заменить прокладки;
- устранить утечки и осуществить набивку сальников;
- отрегулировать сливной бачок, укрепить раковину или унитаз;
- в сантехническом оборудовании заменить шланг, сифон или резиновый манжет;
- сделать осмотр газового оборудования и кухонных плит, работающих от электричества;
- устранить неполадки в подаче горячей воды;
- заменить неисправную батарею системы отопления;
- прочистить внутреннюю канализацию;
- устранить засоры, которые появились без участия жильцов;
- заменить полотенцесушитель, если он стал неисправным;
- отремонтировать мелкую электропроводку.
Ваши действия, если ЖКХ отказывается сделать ремонт бесплатно, требуя оплату
Документ, фиксирующий услуги ЖКХ в приватизированной квартире, которые оказываются бесплатно, гарантирует, что УК их выполнит.
Важно! Если оборудование жилых помещений стало негодным не по вине жителей, а из-за коммунальщиков или в результате плохого сервиса, то жильцы могут требовать компенсировать ущерб или провести ремонт, опираясь на закон РФ от 06.05.2011г. №354 п.149.
Если ЖКХ обязует заплатить или отказывается от ремонтных работ, то, согласно ст. 310 Гражданского кодекса РФ, это говорит о нарушение потребительских прав владельцев квартир.
Для защиты своих прав проживающим необходимо подать жалобу со списком недовольств в соответствующие инстанции, а точнее в ГЖИ. Потом хозяева жилплощади могут отослать в суд иск с просьбой потребовать от управляющей организации заплатить штраф в размере 50% за несоблюдение обязательств перед квартиросъёмщиками.
Перерасчёт стоимости услуг УК
Существует много случаев, когда УК недобросовестно выполнила свои услуги или оказала их не в полной мере. Если ЖКХ не выполняет свои обязанности, то владелец квартиры имеет право не оплачивать её услуги.
Чтобы добиться перерасчёта, надо доказать, что услуги в сфере ЖКХ были оказаны некачественно или так и не выполнены. После того, как правонарушения будут зафиксированы, необходимо подать заявление в управляющую организацию, которая должна вычесть определённую сумму за свою некачественную работу.
Важно! Очень часто УК нарушает допустимое время отключения водоснабжения. По закону допустимая норма перерыва в подаче любой воды равна 8 часам в месяц. Если УК превышает установленную норму перерыва, то квартиросъёмщику могут возместить понесённые убытки. А если вода подаётся с нарушением санитарных норм, то можно не производить оплату за водоснабжение.
Допустимая норма перерыва в электропитании равна 120 минут. Размер ежемесячной оплаты с каждым часом уменьшается на 0,15 процента.
Владелец квартиры может сделать перерасчёт предоставляемых ему услуг ЖКХ, если его не было дома более 5 суток подряд. Чтобы сделать перерасчёт надо предъявить документацию, доказывающую, что жилец не проживал в этот период. Подойдут чеки за жильё в гостинице, билеты на поезда или самолёт и другое.
Каким образом рассчитывается оплата услуг управляющей компании
На стоимость услуг оказывают влияние разные критерии. И для двух одинаковых квартир стоимость коммуналки может существенно разниться.
Факторы, влияющие на стоимость коммунальных услуг:
- тип жилья;
- площадь квартиры;
- сколько постояльцев прописано;
- величина потребляемых услуг, которая рассчитывается по показаниям приборов;
- договорённости, прописанные в документе.
Важно! Если показания приборов учёта не поступают, то сумма будет рассчитываться с учётом установленных норм.
Даже бесплатные услуги ЖКХ являются условно бесплатными. Поскольку они входят в квартплату. Однако собственники квартир вправе требовать от УК своевременного их выполнения. В случае если УК отказывается качественно выполнять свои обязанности перед жильцами, требует неоговорённую оплату или выполняет работу некачественно, то квартиросъёмщики могут подать жалобу на УК в вышестоящую инстанцию и требовать возмещения ущерба или проведения хозяйственной компанией необходимого ремонта. Постояльцы могут сделать перерасчёт стоимости за коммунальные услуги, если они выполняются недобросовестно. Самое важное чётко знать права, которыми обладает владелец жилья, свою ответственность, на какие услуги ЖКХ можно рассчитывать бесплатно, а за какие придётся заплатить из собственного кармана.