Управляющая компания в качестве обязательного структурного подразделения имеет паспортный стол. Оформление прописки, работа с документами, связанными с получением или заменой паспорта, и решение ряда других задач представляют основные направления деятельности паспортиста. Вопрос об обязанностях, правах и ответственности, предусмотренных должностной инструкцией паспортиста, будет рассмотрен ниже.
Иерархия и законодательная основа функционирования
Паспортные столы в УК находятся в непосредственном подчинении у УФМС по вопросам прописки граждан и касающейся этого документации. Перед лицом компании отдел будет отвечать за выдачу документов и разного рода информации.
Что говорит закон? Регулирование работы службы осуществляется благодаря двум постановлениям правительства и федеральному закону РФ. Имеются в виду постановления №713 (издано в 1995 г., редакция в 2016 г.) и №885 (издано в 2010 г.) и Федеральный закон ФЗ-5242-1 от 25 июня 1993 года (в редакции от 28.11.2015). Указанные нормативные и законодательный акты имеют отношение к Жилищному кодексу Российской Федерации.
Взаимодействие с паспортной службой и другими отделами УК жильцы многоквартирных домов ведут самостоятельно или через созданную некоммерческую организацию. Последняя представляет собой товарищество собственников жилья, сокращенно ТСЖ, которое при желании заключает с управляющей компанией договор. Деятельность ТСЖ регулируется Гражданским и Жилищным кодексами.
Общие положения
Работа сотрудников управляющей компании, паспортисты (паспортистки) в их числе, ведется в строгом соответствии с должностной инструкцией, которая составлена по каждой категории работников. Ее положения представляют собой требования, предъявляемые к конкретному сотруднику. Также в должностной инструкции содержится информация о правах, обязанностях и ответственности, которые возлагаются на паспортиста. В зависимости от структуры УК определяется характер и степень подчинения паспортиста. Непосредственным руководителем для него может быть начальник конкретного отдела, начальник всей службы, иное лицо.
Сотрудник паспортной службы ориентирует собственную деятельность на ряд основных общеобязательных норм:
- знание законодательной базы в сфере учета и регистрации граждан;
- знание стандартов документооборота;
- знание основ ТК РФ;
- владение персональным компьютером не ниже уровня умелого пользователя;
- умение использовать принятую в стране единую систему документооборота.
Существует ряд дополнительных норм, определяемых в конкретной организации, где запущена работа службы. Специальное образование не требуется, но его наличие может учитываться при приеме на должность. Стаж работы приветствуется, но тоже не является обязательным пунктом личностных показателей.
Обязанности паспортиста
Должностная инструкция паспортиста в управляющей компании и следование ей имеют большую социальную значимость. Любая ошибка или неточность сулит серьезные неприятности проживающим в подведомственном доме гражданам. Только при верном исполнении всех обязанностей можно говорить об успешной трудовой деятельности в конкретном отделе.
В полном соответствии со списком основных должностных обязанностей сотрудник паспортной службы выполняет следующие действия:
- проверяет документацию, поступающую для получения прописки;
- ведет паспортный учет граждан по месту жительства;
- выдает требуемые справки;
- применяет для ведения учета современные технические устройства;
- использует картотеки и следит за должным качеством их хранения;
- контролирует паспортный режим;
- соблюдает установленный порядок по ведению отчетности.
Наличие дополнительных должностных обязанностей паспортиста в управляющей компании напрямую зависит от проводимой компанией политики. При работе с жильцами паспортисты проверяют и информируют их о наличии той или иной задолженности по ЖКХ, временно прописывать иностранных граждан (в том числе из Украины).
Права сотрудника
Каждому работнику полагаются социальные гарантии, паспортисты не являются исключением в этом вопросе. Помимо гарантий есть ряд прав, которые прописываются в должностной инструкции. Среди них выделяются следующие:
- сотрудник может вносить предложения по улучшению своей деятельности;
- требовать от руководства непосредственного содействия в выполнении возложенных задач;
- требовать для полноценного выполнения своих задач все необходимые данные;
- получать возможность регулярно повышать собственную квалификацию.
Паспортист не имеет права отказывать гражданину в выдаче определенных документов, ссылаясь на наличие долга по коммунальным платежам. Оплата услуг ЖКХ является одним из обязательств для жильцов дома, а в законе нет четких указаний на запрет в выдаче документов, поэтому отказ со стороны сотрудников можно расценивать как способ воздействия на должника. В крайних случаях речь идет о самоуправстве и виновной стороне полагается штраф.
Ответственность специалиста
Помимо должностных обязанностей и прав, прописанных в соответствующем документе, паспортист несет материальную, административную и уголовную ответственность за свою трудовую деятельность. Материальную ответственность сотрудник несет, если испортил вверенное ему для работы имущество. Административная наступает в случае прогулов и опозданий без уважительной причины. Уголовная предполагается за серьезные правонарушения, повлекшие за собой негативные последствия или материальный ущерб гражданина.
Важно! Ответственность предполагается за дачу недостоверной информации относительно сроков исполнения обращений и стоимости оказания той или иной услуги.
Должностная инструкция паспортиста представляет собой краткий перечень пунктов, касающихся его трудовой деятельности. В ней речь идет о правах, обязанностях и ответственности. Если претенденту на должность известны предъявляемые требования, и он им соответствует, то ведение профессиональной деятельности в этой сфере вполне возможно.