С 2015 года деятельность предприятий, претендующих на статус управляющих компаний, подлежит обязательному лицензированию. По факту нововведений по всей стране прокатилась волна вопросов о том, как будет осуществляться процедура, кто принимает решение о выдаче лицензии, каким критериям нужно соответствовать, чтобы начать или продолжить работу в области управления и распоряжения жилищно-коммунальным хозяйством. Данный обзор посвящен проблематике лицензирования УК и основным проблемам, связанным с получением разрешения на ведение деятельности.
Нормативно-правовое регулирование вопроса
Новые правила были зафиксированы ФЗ № 255 «О лицензировании УК в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Законопроект был утвержден еще в 2014 г. и внес ряд поправок в следующие нормативные документы:
- Жилищный кодекс Российской Федерации;
- КоАП;
- положение о лицензировании УК, утвержденное постановлением Правительства № 1110;
- Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля».
Важно! Обновленная нормативная документация гласит, что управляющие компании, не получившие разрешение до 1 мая 2015 года, лишаются права осуществлять обслуживание вверенных им жилищных хозяйств.
Требования к управляющим компаниям и руководству
Условия, которым теперь должны соответствовать организации в области ЖКХ:
- официальная регистрация в статусе резидента РФ в форме юридического лица или ИП;
- достаточный уровень материально-технического оснащения (офис, оборудование и пр.);
- укомплектованный штатный состав (административный персонал, ремонтная бригада и пр.);
- отсутствие прецедентов лишения лицензии и исполнительного производства в отношении кандидата;
- открытый доступ к финансовой отчетности и иной информации о деятельности предприятия;
- полноценное функционирование (компания не находится в процессе банкротства или ликвидации).
Должностные лица также оцениваются компетентными органами на предмет соответствия следующим пунктам:
- получение квалификационного аттестата;
- опыт работы на руководящей должности и трудоустройство на постоянной основе;
- отсутствие судимости.
Этим требованиям должен соответствовать и индивидуальный предприниматель, претендующий на получение разрешения ведения деятельности по управлению жилищно-коммунальным хозяйством.
Аттестат должен получить руководитель организации по результатам прохождения квалификационного экзамена. Проверка включает 100 вопросов на знание законодательства в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством. Отведенное время на прохождение теста – 2 часа, для положительного результата необходимо набрать 86% верных ответов.
Лицензирующие органы
Лицензирование и контроль возложен на органы государственного жилищного надзора. Именно Госжилнадзор осуществляет прием и рассмотрение заявлений от кандидатов. В процессе рассмотрения также принимает участие лицензионная комиссия субъекта. В ее составе обязательно должны присутствовать независимые наблюдатели и незаинтересованные лица.
Перечень документов для инициации процедуры
Кандидат (или его представитель на основании доверенности) подает заявление на получение лицензии в территориальный надзорный орган. К нему прикладывает перечень следующих документов:
- свидетельство о государственной регистрации юр. лица;
- ИНН;
- уставные документы компании;
- свежая выписка из ЕКГРЮЛ;
- решение основателей об учреждении предприятия;
- приказ о должностном назначении управляющего, директора;
- документы, подтверждающие наличие нежилого помещения для расположения физического адреса УК (свидетельство о праве собственности или договор на право пользования имуществом);
- копии дипломов и трудовых книжек сотрудников;
- подтверждение наличия достаточного материального обеспечения – техническая документация на инструмент, технику и пр.;
- квалификационное удостоверение руководителя.
Важно! Все копии документов должны быть нотариально заверены в установленном порядке.
Описание процедуры лицензирования
Порядок рассмотрения не отличается от процедуры получения лицензии на осуществление других видов деятельности. Регламентированный срок рассмотрения заявки составляет 30 календарных дней. Еще 2 недели дается на то, чтобы оформить приказ на выдачу лицензии в случае положительного решения.
Отметим, что проверяющие не уполномочены запрашивать дополнительную документацию сверх необходимого пакета документов. Дальнейшую работу они ведут самостоятельно, направляя запросы в различные инстанции (МВД, налоговую инспекцию и другие органы, которые могут способствовать проверке предоставленной информации).
Сведения о новых участниках вносятся в единый реестр лицензий управляющих компаний ЖКХ. Он включает данные о выданных лицензиях, их получателях и прецедентах лишения и дисквалификации.
Возможные причины отказа в выдаче лицензии
По решению компетентных органов инициатива о выдаче лицензии на осуществление деятельности по распоряжению жилищным фондом может быть отклонена на основании следующих фактов:
- несоблюдение лицензионных требований и процедур;
- существование непогашенной судимости у руководителя организации;
- прецеденты дисквалификации компании и должностного лица из реестра УК;
- действующая процедура банкротства или ликвидации по отношению к компании заявителя;
- наличие неисполненных предписаний органов жилищного надзора;
- заявитель не является резидентом Российской Федерации.
Срок действия лицензии и контроль
Лицензия выдается без указания срока действия, но может быть отозвана контролирующими инстанциями при выявлении случаев несоответствия управляющей компании установленным нормативам и нарушениях.
Наблюдение за работой управляющих компаний ведет региональное министерство субъекта РФ. Плановое инспектирование проводится регулярно на основании предварительно согласованного графика и утверждаются приказом министра. Он должен содержать сведения об объекте проверки, контролирующем органе, основании, сроках проведения и перечень запрашиваемой документации.
Также могут быть организованы внеплановые проверки по факту поступления заявлений и жалоб по факту нарушения от пользователей коммунальных услуг управляемого жилищного фонда и других заинтересованных лиц. Регулярно проходить проверки и получать предписания от надзорных органов – процедура малоприятная и угрожающая всех деятельности компании, поэтому УК неизбежно приходят к тому, чтобы поддерживать качество услуг на должном уровне.
По результатам контрольных мероприятий комиссией составляется акт с обоснованием выявленных нарушений. Существенные замечания отражаются в предписании на устранение. Три и более предписания в течение года, которые управляющая компания оставила без внимания, являются поводом для отзыва лицензии. Разногласия между сторонами могут быть рассмотрены в судебном порядке.
Как показала практика, соблюдение новой процедуры лицензирования не является серьезным препятствием компаниям, добросовестно работающим на рынке предоставления коммунальных услуг. Подготовка документации и квалификационный экзамен – формальность, которая не затруднит профессионалов своего дела. Введение регламента направлено на отсев не конкурентоспособных организаций и стимулирование участников рынка ЖКХ на повышение качества предоставляемых услуг. Пользователи коммунальных ресурсов на практике должны ощутить положительные результаты реформирования.