Лицензирование управляющих компаний

С 2015 года деятельность предприятий, претендующих на статус управляющих компаний, подлежит обязательному лицензированию. По факту нововведений по всей стране прокатилась волна вопросов о том, как будет осуществляться процедура, кто принимает решение о выдаче лицензии, каким критериям нужно соответствовать, чтобы начать или продолжить работу в области управления и распоряжения жилищно-коммунальным хозяйством. Данный обзор посвящен проблематике лицензирования УК и основным проблемам, связанным с получением разрешения на ведение деятельности.
порядок получения лицензии

Нормативно-правовое регулирование вопроса

Новые правила были зафиксированы ФЗ № 255 «О лицензировании УК в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Законопроект был утвержден еще в 2014 г. и внес ряд поправок в следующие нормативные документы:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации;
  • КоАП;
  • положение о лицензировании УК, утвержденное постановлением Правительства № 1110;
  • Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля».

Важно! Обновленная нормативная документация гласит, что управляющие компании, не получившие разрешение до 1 мая 2015 года, лишаются права осуществлять обслуживание вверенных им жилищных хозяйств.

Требования к управляющим компаниям и руководству

Условия, которым теперь должны соответствовать организации в области ЖКХ:

  • официальная регистрация в статусе резидента РФ в форме юридического лица или ИП;
  • достаточный уровень материально-технического оснащения (офис, оборудование и пр.);
  • укомплектованный штатный состав (административный персонал, ремонтная бригада и пр.);
  • отсутствие прецедентов лишения лицензии и исполнительного производства в отношении кандидата;
  • открытый доступ к финансовой отчетности и иной информации о деятельности предприятия;
  • полноценное функционирование (компания не находится в процессе банкротства или ликвидации).


Должностные лица также оцениваются компетентными органами на предмет соответствия следующим пунктам:

  • получение квалификационного аттестата;
  • опыт работы на руководящей должности и трудоустройство на постоянной основе;
  • отсутствие судимости.

Этим требованиям должен соответствовать и индивидуальный предприниматель, претендующий на получение разрешения ведения деятельности по управлению жилищно-коммунальным хозяйством.

Аттестат должен получить руководитель организации по результатам прохождения квалификационного экзамена. Проверка включает 100 вопросов на знание законодательства в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством. Отведенное время на прохождение теста – 2 часа, для положительного результата необходимо набрать 86% верных ответов.

Лицензирующие органы

Лицензирование и контроль возложен на органы государственного жилищного надзора. Именно Госжилнадзор осуществляет прием и рассмотрение заявлений от кандидатов. В процессе рассмотрения также принимает участие лицензионная комиссия субъекта. В ее составе обязательно должны присутствовать независимые наблюдатели и незаинтересованные лица.
ук получат лицензию

Перечень документов для инициации процедуры

Кандидат (или его представитель на основании доверенности) подает заявление на получение лицензии в территориальный надзорный орган. К нему прикладывает перечень следующих документов:

  • свидетельство о государственной регистрации юр. лица;
  • ИНН;
  • уставные документы компании;
  • свежая выписка из ЕКГРЮЛ;
  • решение основателей об учреждении предприятия;
  • приказ о должностном назначении управляющего, директора;
  • документы, подтверждающие наличие нежилого помещения для расположения физического адреса УК (свидетельство о праве собственности или договор на право пользования имуществом);
  • копии дипломов и трудовых книжек сотрудников;
  • подтверждение наличия достаточного материального обеспечения – техническая документация на инструмент, технику и пр.;
  • квалификационное удостоверение руководителя.

Важно! Все копии документов должны быть нотариально заверены в установленном порядке.

Описание процедуры лицензирования

Порядок рассмотрения не отличается от процедуры получения лицензии на осуществление других видов деятельности. Регламентированный срок рассмотрения заявки составляет 30 календарных дней. Еще 2 недели дается на то, чтобы оформить приказ на выдачу лицензии в случае положительного решения.


Отметим, что проверяющие не уполномочены запрашивать дополнительную документацию сверх необходимого пакета документов. Дальнейшую работу они ведут самостоятельно, направляя запросы в различные инстанции (МВД, налоговую инспекцию и другие органы, которые могут способствовать проверке предоставленной информации).

Сведения о новых участниках вносятся в единый реестр лицензий управляющих компаний ЖКХ. Он включает данные о выданных лицензиях, их получателях и прецедентах лишения и дисквалификации.

Возможные причины отказа в выдаче лицензии

По решению компетентных органов инициатива о выдаче лицензии на осуществление деятельности по распоряжению жилищным фондом может быть отклонена на основании следующих фактов:

  • несоблюдение лицензионных требований и процедур;
  • существование непогашенной судимости у руководителя организации;
  • прецеденты дисквалификации компании и должностного лица из реестра УК;
  • действующая процедура банкротства или ликвидации по отношению к компании заявителя;
  • наличие неисполненных предписаний органов жилищного надзора;
  • заявитель не является резидентом Российской Федерации.

лицензирование

Срок действия лицензии и контроль

Лицензия выдается без указания срока действия, но может быть отозвана контролирующими инстанциями при выявлении случаев несоответствия управляющей компании установленным нормативам и нарушениях.

Наблюдение за работой управляющих компаний ведет региональное министерство субъекта РФ. Плановое инспектирование проводится регулярно на основании предварительно согласованного графика и утверждаются приказом министра. Он должен содержать сведения об объекте проверки, контролирующем органе, основании, сроках проведения и перечень запрашиваемой документации.

Также могут быть организованы внеплановые проверки по факту поступления заявлений и жалоб по факту нарушения от пользователей коммунальных услуг управляемого жилищного фонда и других заинтересованных лиц. Регулярно проходить проверки и получать предписания от надзорных органов – процедура малоприятная и угрожающая всех деятельности компании, поэтому УК неизбежно приходят к тому, чтобы поддерживать качество услуг на должном уровне.


По результатам контрольных мероприятий комиссией составляется акт с обоснованием выявленных нарушений. Существенные замечания отражаются в предписании на устранение. Три и более предписания в течение года, которые управляющая компания оставила без внимания, являются поводом для отзыва лицензии. Разногласия между сторонами могут быть рассмотрены в судебном порядке.

Как показала практика, соблюдение новой процедуры лицензирования не является серьезным препятствием компаниям, добросовестно работающим на рынке предоставления коммунальных услуг. Подготовка документации и квалификационный экзамен – формальность, которая не затруднит профессионалов своего дела. Введение регламента направлено на отсев не конкурентоспособных организаций и стимулирование участников рынка ЖКХ на повышение качества предоставляемых услуг. Пользователи коммунальных ресурсов на практике должны ощутить положительные результаты реформирования.

Ссылка на основную публикацию