Течет крыша в многоквартирном доме

Протечки при весеннем таянии снега и после дождей в летний период – распространенная проблема у жителей верхних этажей многоэтажек. Инциденты, связанные с тем, что течет крыша в многоквартирном доме, могут существенно подпортить личное имущество собственников квартиры и требуют последующего ремонта кровли.

Чтобы проблема не стала хронической, жителям следует своевременно сигнализировать о ней компетентным органам, ответственным за содержание жилищно-коммунального хозяйства на данной территории. В данной статье подробно освещены вопросы, что делать, если в многоквартирном доме течет крыша, куда обращаться и можно ли получить компенсацию материального ущерба, если вода протекла в квартиру.
потекла крыша

Основные причины

Распространенными источниками протечки кровли являются:

  • физический износ, ветшание покрытия в старых домах;
  • механические повреждения крыши различного характера (уборка снега, прорастание корней растений и пр.);
  • несоблюдение технологии укладки кровельного материала в ходе строительства или ремонта дома;
  • применение материалов низкого качества в новых домах.

С чего начать

Логичным действием будет постараться предпринять попытки к спасению имущества – своего и соседей снизу. По мере возможности вынесите ценные вещи из зон, где протекла крыша. При необходимости подставьте емкости (тазы, ведра) под струю воды.

Важно не включать свет и электроприборы в намокшем помещении – попадание влаги в контакты способно вызвать короткое замыкание.

Пытаться забраться на чердак или крышу здания, где потекла крыша – не лучшая идея. Доступ к техническим помещениям дома должен быть ограничен для посторонних, а самостоятельные попытки устранить проблемы потенциально опасны для здоровья и жизни инициатора.

Куда следует обратиться, если потекла крыша

Ликвидировав первичные последствия затопления, жильцам следует сообщить о протечке в управляющую организацию или ТСЖ. Незамедлительные действия они вряд ли предпримут, но факт обращения будет зафиксирован и станет отправной точкой отсчета в случае, если придется жаловаться в вышестоящие органы. Телефоны диспетчеров аварийных служб должны быть указаны на информационном стенде в подъезде дома, на официальном сайте УК или в справочнике организаций. Координаты спецслужб лучше заблаговременно выписать и держать под рукой на случай непредвиденных ситуаций.
повод для ремонта
Следующий шаг, если в многоквартирном доме течет крыша, – письменное заявление в УК, куда следует обращаться лично. Пострадавшим собственникам следует составить документ с описанием ситуации, даты события, обстоятельств произошедшего и материального ущерба, понесенного в результате локального катаклизма. Неотъемлемой частью являются контакты пострадавших, адрес жилого дома и номер квартиры. Обязательно нужно указать, если крыша протекает регулярно, текущее положение дел и какие меры были предприняты для устранения.

Важно! Заявление должно содержать точную формулировку цели, которую преследует автор, в данном случае – просьба провести ремонтные работы для ликвидации причин и последствий инцидента, возмещение полученного ущерба. Структурированность требований позволит добиться внятного ответа по каждому выдвигаемому пункту.

К заявлению прикладываются фотографии с места происшествия, наглядно иллюстрирующие масштаб трагедии. Фото лучше делать в пиковый момент протекания крыши, т.к. после высыхания воды следы могут стать не очевидны. Документ составляется в двух экземплярах – один передается сотрудникам УК, второй остается у заявителя. На копии собственника сотрудник, принявший обращение, должен поставить подпись и дату.

При личном обращении в коммунальные службы потребуется паспорт и правоустанавливающие документы на квартиру.

Возможные варианты разрешения ситуации

Если вода потекла с крыши в квартиры верхних этажей, это свидетельствует о необходимости ее срочного ремонта. Путей решения вопроса может быть несколько:

  • сбор средств силами жильцов, покупка кровельного материала и привлечение ремонтной бригады;
  • обращение в УК, обслуживающую дом;
  • обращение в администрацию населенного пункта с целью получения субсидии на ремонтно-восстановительные работы крыши.

Самостоятельное финансирование ремонта объекта, который находится в юрисдикции УК – перспектива не из приятных, и не каждая семья имеет запасы на такой случай. Обращение в вышестоящие инстанции тоже лучше отложить на крайний случай.
протечка крыши
Оптимальным решением будет сделать ремонт силами УК. Средства собственников, накопленные по статье «текущий ремонт», могут быть потрачены на восстановительные работы крыши по решению общего собрания жильцов, где не менее 2/3 от общего числа собственников проголосуют за эту инициативу.

Что должна предпринять управляющая организация

В соответствии с действующим законодательством УК обязана устранить аварийную ситуацию вверенного ей дома в течение 24 часов. Если этого не произошло, собственники жилых объектов в праве требовать компенсации затрат, понесенных в связи с приведением квартиры в порядок или выполнения ремонтных работ силами управляющей компании.

На основании заявки от пострадавших управляющая компания направляет слесаря для фиксации и оценки обстоятельств случившегося. По результатам составляется акт обследования, куда заносятся подробные данные о состоянии крыши и помещений. Документом собственник жилья должен ознакомиться и подписать. Далее можно предположить варианта развития событий:

  • установлен факт существенных повреждений, подтверждена необходимость проведения ремонтных работ, управляющей компанией инициируется процедура закупки необходимого материала и устранения проблемы;
  • повреждения признаются несущественными, вмешательство ремонтной бригады не требуется.


Второй вариант является предпочтительным для управляющей компании, но часто неприемлемым для жильцов. Это один из распространенных случай противостояния интересов собственников и коммунальных служб.

Это интересно! Если Вам предлагают подписать бумагу о несущественном ущербе, откажитесь или оставьте письменный комментарий на документе. В случае отказа в принятии мер, напишите заявление на имя руководителя УК с повторным описанием проблемы и претензией к бездействию специалистов. На основании повторного заявления, согласно требованиям Жилищного кодекса, должна быть собрана комиссия. Для оценки стоимостного выражения ущерба следует сформировать дефектную ведомость на месте, где протекла крыша.

Направление жалобы в вышестоящие инстанции

Если руководство УК оставило обращение без внимания или известило письменным отказом в проведении ремонта, следующим шагом в борьбе за прочную крышу над головой станет подача иска в суд или жалоба в прокуратуру. Для грамотной подготовки материалов лучше обращаться к юристу, специализирующемуся в области жилищного права.

Перечень обязательных документов для составления иска:

  • акт о протечке, составленный комиссией;
  • копия заявления в УК с подтверждением получения;
  • фото- и видеоматериалы, подтверждающие факт нанесения вреда имуществу;
  • заключение об оценке степени повреждений.

В заявлении следует указать повод обращения, обстоятельства случившегося, перечислить предпринятые попытки взаимодействия с представителями УК в хронологическом порядке, указать службы, куда обращались и дополнительные сведения, которые могут оказаться существенными в ходе разбирательства по делу. Копии письменных отказов спецслужб в ремонте также следует приобщить к материалам.
ремонт крыши

Самостоятельный ремонт крыши

Судебные тяжбы могут затянуться на неопределенный срок, все это время жильцы вынуждены наблюдать, как протекает потолок, предпринимать меры к спасению своего имущества и терпеть неудобства. Существуют примеры, когда собственники жилья собирают финансирование самостоятельно и ремонтируют кровлю за свой счет с привлечением подрядных организаций. Для того, чтобы оставить возможность возврата потраченных средств через суд, жильцы собирают все чеки, сметы и другие документы, подтверждающие расходы и факты выполнения работ. При удовлетворении исковых требований потерпевших управляющая компания возмещает ущерб и ремонтные расходы по исполнительному листу.

Практика показывает, что любая проблема в сфере ЖКХ решаема в досудебном порядке, если претензии собственников обоснованы и управляющая компания дорожит лицензией и перспективами работы на рынке. Главный совет пользователям коммунальных услуг – грамотно отстаивать свои права и не бояться защищать интересы в суде при возникновении такой необходимости. А первичные навыки реагирования, что делать, если протекает крыша в многоквартирном доме, сформируются благодаря приведенной инструкции.

Ссылка на основную публикацию