Произвол управляющей компании — очень неприятная вещь, с которой необходимо бороться. Но для того, чтобы избавиться от этой проблемы нужно знать о том, на что можно жаловаться, как составить жалобу и куда с ней обратиться.
Управляющей организации или ТСЖ (товарищество собственников жилья) жильцы доверяют общее имущество дома. Однако не всегда компания добросовестно справляется со своими обязанностями. В таких случаях нужно пожаловаться на управляющую компанию, ведь она должна содержать дом в безопасности, соблюдая заключенный договор. Чтобы узнать как правильно исправить данную ситуацию, достаточно знать некоторые моменты, которые будут описаны в данной статье.
Произвол управляющих компаний
Жильцы на общем собрании выбирают понравившуюся управляющую компанию путем голосования, поэтому все максимально честно. Но не всегда то, что рассказывают представители организаций на дебатах является правдой и доказывается действиями в дальнейшем. После выбора победителя на выборах, подписывается договор с жильцами, в котором указаны все обязанности и полномочия УК и что будет при их невыполнении.
Из-за нарушения договора жильцы и подают жалобы. Перед тем, как узнавать куда жаловаться на управляющую компанию необходимо определиться с нарушениями, которые нужно указать в жалобе. Основные причины отказа от организации:
- Ненадлежащее проведение собраний всего дома или абсолютное их несоблюдение.
- Проверка состояния дома и водопровода перед наступлением отопительного сезона. Представитель УК должен осматривать состояние канализации и водопровода на целостность, чтобы обеспечить безопасность дома в холодный сезон и исключить вариант аварийной ситуации, связанной с отоплением.
- Компания каждый месяц/квартал должна не только выполнять свои обязанности, но и предоставлять отчет о проделанной работе и проведенных мероприятиях за этот период, чтобы жильцы знали за что они оплачивают деятельность организации. Если УК не делает этого, это является дополнительным поводом к подаче жалобы на ЖКХ за нарушение подписанного с собственниками жилых помещений договора.
- Невыполнение жилищно-коммунальных мероприятий.
- Невыполнение обслуживания дома аварийно-диспетчерской службой.
В этот перечень можно добавить все те пункты, которые есть в договоре с компанией. За несоблюдение любого из пунктов можно подать жалобу на управляющую компанию.
Кто контролирует управляющие компании и ЖЭК
Контроль управляющих организаций можно разделить на три типа:
- На уровне страны — Министерство Энергетики, Строительства. Определяют стандарты предоставления коммунальных услуг. Обратиться к ним очень сложно, особенно — получить ответ.
- На уровне региона — Жилищная инспекция. Данный орган контролирует соблюдение компаниями правил, установленных законодательством Российской Федерации. В этот же пункт можно отнести прокуратуру.
- На локальном уровне — специально созданные надзоры, проверяющие документацию компаний.
Определенно, обращаться лучше во второй тип контролирующих органов. До них легче достучаться — это раз, а также они могут повлиять на решение проблемы гораздо больше, чем органы третьего типа.
С контролем ЖЭКа все гораздо проще.Если жильцов мкд не устраивает, как ЖЭК обеспечивает их своими услугами, они могут просто обратиться в администрацию города. Для этого нужно зайти на официальный сайт администрации города и узнать информацию об отделе, занимающимся данными вопросами.
Куда жаловаться на ЖКХ
При обнаружении нарушений, перечисленных в предыдущем пункте можно подавать жалобы на ЖКХ и думать о том, куда можно жаловаться на управляющую компанию. Для начала следует написать заявление об устранении нарушений в саму компанию. Администрация организации может просто не знать о наличии такого несоблюдение договора, поэтому лучше дать компании шанс.
Если после отправки заявления прошло достаточно длительно время, а нарушения не устранены и обратно не пришел никакой ответ, вы можете задумываться об обращении в вышестоящие органы. К жалобе уже можно будет приложить также игнорирование просьбы со стороны УК. Обратиться можно не в одно место. Существует четыре варианта потенциальных мест, в которых Вам помогут решить проблему с УК. А именно:
- Обращение в жилищную инспекцию. Данная инспекция занимается вопросами контроля жилищного фонда страны. По-другому она отвечает за регулирование начала отопительного сезона, качества эксплуатации жилья и проверит выполняет ли управляющая организация свои обязанности. По последнему пункту можно понять, что обращаться в этот орган нужно сразу после обращения в саму компанию, так как регулирование работы УК входит в круг деятельности жилищной инспекции.
Важно! Инспекция обязаны принять жалобу на рассмотрение. После принятия заявления она будет проверять деятельность управляющей компании относительно вашего многоквартирного дома и проверять выполнение условий договора. Если нарушения будут выявлены, инспекция может заставить компанию к их устранению или даже привлечь к административной ответственности (если нарушения были выявлены грубого характера).
- Обращение в Роспотребнадзор. Относительно управляющих компаний Роспотребнадзор занимается разбором нарушений, связанных с бухгалтерией (если жильцам необходимо удостовериться в рациональности потраченных средств), изменением тарифа по коммуналке, нарушения по предоставлению неполной информации о предоставлении жилищно-коммунальных услуг. В Роспотребнадзор можно обратится с помощью интернет через их сайт.
При подаче жалобы в этот орган необходимо указать, куда Вы до этого подавали заявления и какой был итог. После рассмотрения заявление аналогично с жилищной инспекцией, представители Роспотребнадзора устанавливает (или не устанавливает) нарушения и вводит санкции против управляющей компании.
- Обращение в прокуратуру. Если даже после обращение в ранее описанные органы, беспредел продолжает, найти управу можно с помощью прокуратуры. В полномочия этого органа входит выявление нарушений (если они бездействуют) при нарушениях управляющей организации, а также бесцельной трате денежных средств жильцов, которое выражается в виде административных или уголовных преступлений (присвоение, грабеж, растрата). Прокуратор выясняет все обстоятельства, вплоть до опрашивания соседей и органов, в которые жильцы обращались заранее.
Когда прокуратура подтвердит несоблюдение договора управляющей организацией, она введет санкции против конторы. Как минимум — штраф, как максимум — уголовная ответственность.
- Обращение в суд. Последним пунктом решения вопроса о том, куда пожаловаться на Вашу управляющую компанию, является суд. Если в тех органах, в которые Вы обращались ранее, Вы не получили желаемого результата, можно подавать жалобу в суд. Информация, которая должна содержаться в подаваемой жалобе, указана в 131 статье ГПК Российской Федерации.
Заявление принимают в суд в течение пяти дней с момента подачи, иначе его возвращают заявителю для исправления ошибок при его подаче.
Отказ управляющей компании принимать жалобу
Если при обращении с жалобой к председателю УК, он никак не реагирует и не стал принимать ее, есть ее один вариант до обращения в жилищную инспекцию, прокуратуру, суд — отправить заявление почтой. Причем отправлять его нужной срочной почтой, с описью находящегося. Отправлять его стоит ценным письмом, чтобы получить уведомление о том, когда жалоба было получена.
Если представители управляющей компании не выполнят свою работу, Вы можете обращаться в вышестоящие органы с приложением описи письма и уведомления о доставке его директору УК. Также обращаться в органы необходимо, если Вам пришло письмо с посылом типа «Не хватает денежных средств».
Как составлять жалобу
Начнем с того, что жалоба должна быть обязательно письменной. В устной форме никто не будет принимать Ваши жалобы.
Определенного образца написания заявления не существует, поэтому искать готовый бланк нет смысла. Оформлять документ Вам придется самим, причем в двух копиях. Жалоба должна в себе содержать следующую информацию:
- Полное название компанию, для которой Вы пишите заявление.
- Затем указывается адрес дома, с которого подается заявление и данные жильца (или жильцов), которые в конце подпишут жалобу, для связи.
- Далее прописывается название УК и нарушения, выявленные жильцами. Нужно прописать все подробно, указав пункт в договоре или в Жилищном Кодексе РФ (или в законе о защите прав потребителей), который был не соблюден. Можно также приложить фотографии, в качестве доказательств (это может быть фото неубранного двора или старой сантехники, крыши в доме).
- В конце записываются ФИО собственников, которые согласны с жалобой, ставятся из подписи.
Вместе с жалобой сдается копия договора, подписанного с управляющей компанией. Делать необходимо две копии, чтобы одну оставить у себя. После сдачи жалобы, необходимо проследить приняли ли ее. Если да, то указать в своей экземпляре дату регистрации жалобы с подписью уполномоченного лица.
Особенности коллективной жалобы
Если заявление подается не от одного гражданина, а от жильцов разных квартир, это еще лучше. У такой жалобы больше шансов получить положительный результат.
При написании претензии необходимо указать не только ФИО составлявших, но и их адреса, телефоны, паспортные данные для подтверждения. А чтобы представитель компании, в которую вы обращаетесь, приехал и проверил достоверность составленного заявления, подписать его должно как минимум 30 собственников различных квартир.
Когда следует обращаться в суд
Бывают случаи, когда бездействиями управляющей организации был причинен ущерб жильцам (снег, сходящий с крыши упал на автомобиль, стоявший на стоянке или в подъезде прорвало трубу и затопило половину дома). В таких случаях при обращении в органы, может быть устранено лишь бездействие компании (ГЖИ потребовал убрать снег), но ущерб не выплачен. В это время и надо обращаться в суд.
Важно! Необходимо составлять иск. В нем может участвовать как один человек, так и целая группа. Иногда прокурор присутствует в суде, сопровождая дело на стороне жильцов. Такое бывает в особо серьезных и опасных ситуациях.
Таким образом, главное понять — нельзя терпеть произвол управляющих компаний. Зная, кому писать жалобу на управляющую компанию, чтобы решить проблемы с организацией, вы имеете возможность обязать выполнять свои обязательства и управление общедомовым хозяйством. Нельзя оставлять все, как есть, ведь можно сделать намного лучше, не применяя для этого больших усилий. Нужно всего лишь взбодрить компанию, подав на нее жалобу. После этого она гарантированно сможет работать лучше.