Что такое приватизация жилья и зачем она нужна

Приватизация недвижимости – процедура передачи в личное владение граждан государственной (муниципальной) собственности, находящейся у них на праве социального найма. Участниками процесса являются минимум 2 стороны, одна из них обязательно — организация, в качестве которой может выступать государство. Подробнее будет рассказано далее.
приватизация

Зачем проводится приватизационный процесс

Он дает привилегию — можно распоряжаться имуществом по своему усмотрению: подарить, продать, обменять, сдать в аренду.

Приватизация нужна, чтобы на законных основаниях проводить перепланировку жилого пространства, прописывать и выписывать любого человека. Единственное – нужно получить согласие совладельцев.

Список условий для приватизации жилья:

  1. Право есть у всех, кто прописан в жилом помещении, предоставленном государством (муниципалитетом) по договору социального найма.
  2. Участвовать в приватизации можно один раз в жизни. Исключение – несовершеннолетние лица, которые стали собственниками занимаемой жилой площади после процедуры. Это значит, что у них есть право единожды приватизировать имущество по достижении совершеннолетия.
  3. У жильцов должна быть постоянная регистрация.
  4. Временно проживающие в квартире (доме) граждане не могут приватизировать жилую площадь.
  5. От процедуры можно отказаться, но передать право на приватизацию нельзя (отказ оформляется в письменной форме и подписывается у нотариуса).

сущность приватизации
Бесплатное разгосударствление было запущено в 1992 году, завершение планировалось в 2016. Однако, каждый год сроки сдвигаются.

Некоторые виды муниципальной собственности невозможно приватизировать. Рассмотрим, что включено в список.

Перечень объектов, не подлежащих приватизации

Сюда можно отнести:

  • жилье, находящееся в аварийном состоянии и подлежащее сносу;
  • отдельные комнаты в общежитиях;
  • коммунальные квартиры;
  • служебные жилые площади;
  • недвижимость, расположенную в военных городах закрытого типа;
  • строения в природоохранной зоне.
Однако есть исключение. Если человек проживает в квартире, относящейся к категории служебного жилья, и у него есть официальный ордер – это дает право приватизировать жилую площадь. Выдачей таких документов занимаются соответствующие органы власти.

Согласно закону РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 20.12.2017) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разгосударствление бесплатно и бессрочно. Почему же тогда люди считают процедуру платной? Расходы могут быть связаны с покупкой специальных форм документов, услугами нотариуса, оплатой госпошлины.

Обязательные документы для приватизации квартиры

Сбор документации – наиболее трудоемкий этап.

Важно знать! Чтобы ускорить процесс, можно подать документы через онлайн-портал госуслуг.

Для проведения разгосударствления нужно собрать следующий перечень:

  1. Заявление каждого жильца дома о его приватизации.
  2. Ордер на жилое помещение или договор социального найма.
  3. Справки-подтверждения о том, что ранее жилье не приватизировалось.
  4. Выписки из домовой книги или архива – для лиц, ранее проживавших до 1991 г. В другом населенном пункте.
  5. Техническая документация на дом, план-проект.
  6. Выписка из паспортного стола о количестве прописанных в квартире жильцов.
  7. Документ об уплате коммунальных услуг за последний квартал.
  8. Копии паспортов проживающих лиц.
  9. Свидетельство о браке, рождении (для несовершеннолетних).

последствия приватизации
Собранная документация передается для проверки в отдел приватизации жилья местного органа самоуправления. Можно также передать заявление через МФЦ ГБУ «Мои документы». Информация о недвижимости заносится в Единый государственный реестр недвижимости. Новому собственнику выдается свидетельство о праве собственности с печатью.

Как приватизировать квартиру: последовательность действий

Инструкция передачи муниципального жилья в частную собственность выглядит следующим образом:

  1. Нужно узнать, у всех ли жильцов есть право на приватизацию.
  2. Если временно отсутствующий человек претендует на долю имущества, значит, он должен быть прописан в квартире.
  3. Определить тип собственности после приватизационного процесса. Может быть единоличной или коллективной. Последняя форма делится на 2 разновидности: совместную и долевую. Единоличное владение означает, что собственником является одно лицо. Остальным проживающим следует написать заявление об отказе участия в приватизации, нотариально заверить. Совместное долевое владение имуществом в данном случае подходит для супругов, долевой раздел применяется при взыскании задолженностей. При общей долевой собственности право на долю имеет каждый из жильцов (для семей с детьми).
  4. Сбор документов по квартире: техническая документация на жилье, план-проект. Если было перепланирование, то нужно взять справку из Бюро технической инвентаризации с соответствующей записью.
  5. После официальные бумаги передаются в приватизационный отдел для проверки.
  6. По окончании новым собственникам выдается договор о передаче права владения на квартиру.
  7. В случае отказа от разгосударствления гражданин сможет приватизировать другое муниципальное имущество, если получит такое в будущем.

Важно знать! Срок оформления и проверки для каждой ситуации разные. Первичный сбор длится от пяти до десяти дней. На основании Регламента дальнейшие этапы могут занимать от 60 до 70 дней.

Далее будут рассмотрены положительные и отрицательные стороны приватизации.
приватизация зачем нужна
Плюсы:

  • бесплатность (исключение – оплата документов, госпошлины, услуг нотариуса);
  • возможность решать судьбу жилого помещения: продажа, завещание в наследство, дарение, сдача в аренду;
  • становится доступна перепланировка, уведомление гос. органа не требуется;
  • свободное прописывание и выписывание людей.

Несмотря на плюсы, есть в процедуре и минусы. К ним относятся:

  • ежемесячные расходы на капитальный ремонт.
  • ежегодная уплата налога на недвижимость.
  • единовременность – повторно воспользоваться услугой не получится.

Еще одним значительным минусом является то, что приватизированное жилье может быть конфисковано по причине задолженностей согласно судебному решению.

Важно! Если в результате чрезвычайного происшествия, виновником является собственник и пострадала недвижимость, государство в таком случае не сможет предоставить другое жилье. Это положение не относится к стихийным бедствиям.

Расходы на документацию

Хоть приватизационный процесс бесплатный, документы специального образца приобрести все же придется. Общие затраты (руб.) выглядят так:

  • госпошлина 2000 руб.;
  • справка при отказе от разгосударствления  200 руб. ;
  • выписка из Росреестра: 200 руб.;
  • справка из Единого государственного реестра недвижимости 200 руб.;
  • стоимость технического паспорта из Бюро технической инвентаризации: от 300 руб. в зависимости от региона, при срочном изготовлении – до 20000 руб.;
  • услуги нотариуса: по прайсу (примерно 1000 руб.).


Цены не являются окончательными, ежегодно стоимость может повышаться или понижаться.

Важно отметить! При оплате денежного сбора необходимо обратить внимание на правильность ввода реквизитов адресата: полное наименование организации, ИНН, ОКТМО, БИК банка, лицевой счет.

Оплатить госпошлину можно одним из способов:

  • путем личного посещения отделения Сбербанка или другого коммерческого банка;
  • через Сбербанк Онлайн;
  • на портале Федеральной налоговой службы;
  • посредством веб-ресурса «государственные услуги».

Сложности приватизационного процесса

Они могут возникнуть в следующих случаях:

  • один из прописанных граждан отказывается от процедуры.
  • квартира (дом) не поставлена на кадастровый учет.
  • при проверке предоставленных документов выявляются нарушения. В этом случае нужно: либо устранить их, либо перевести дело в суд. Тогда процесс будет отложен до 3 месяцев, срочное разгосударствление будет невозможно провести.

Ускоренная приватизация

Плюс приватизации в этом случае – срок выполнения этапов. Продолжительность составляет месяц, начиная с момента обращения в Регистрационную палату, вместо 2-3 при обычном способе. Сбором документов занимаются компетентные лица.

Важно! Если срочно понадобилось продать квартиру, но она не приватизирована, можно воспользоваться ускоренной процедурой. Только помимо покупки документов, нужно будет оплатить услуги специалистов в области недвижимости.

Такой вариант используют в следующих случаях:

  • срочная продажа, покупка, обмен недвижимости.
  • оформление дарственной.
  • составление завещания.

правила приватизации
С условиями разгосударствления должны быть согласны все жильцы квартиры (дома). После достижения единогласного мнения на одного родственника, кто будет заниматься подготовкой, оформляется заверенная нотариусом доверенность. Потом будущим собственника нужно будет лично подписать документы о передаче права владения.

Касательно стоимости — все зависит от региона и конкретной ситуации. Для Москвы цена составляет 35 т. р. без учета услуг нотариуса и оплаты обязательного денежного сбора.

Заключение

Таким образом, приватизация – процесс перехода государственной (муниципальной) собственности в частную форму. Процедура бесплатная, к расходам относится госпошлина, документы государственного образца, услуги нотариуса.

Если нет желания заниматься оформлением самостоятельно, можно поручить дело специалистам в области недвижимости за определенную плату. В этом случае процесс будет выполнен за более короткий срок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector