В 1991 году в РФ был принят Закон, согласно которому любой гражданин имел право на бесплатную приватизацию жилплощади в квартире, где был прописан или зарегистрирован. Но, если дело касалось вопроса о том, как приватизировать комнату в коммунальной квартире, возникало немалое количество трудностей, так как существовала возможность приватизационных действий только полной квартиры.
Соответственно, нужно было получить согласие остальных соседей, проживающих в квартире, о том, можно ли приватизировать одну или две комнаты, что с учетом отсутствия родственных связей было проблематично.
Согласно поправкам, указанным в Федеральных и Местных нормативных актах 1999-2016 годов, приватизация стала доступной при условии отсутствия в наличии иной собственности, что должно подтверждаться справкой из Налоговых органов.
Это важно! Российским Законодательством гарантировано, что при приватизации одной отдельной комнаты в коммунальной квартире жилец получает долю в стоимости общего имущества, принадлежащего всем собственникам, включая места общего пользования – коридор, ванну, туалет и кухню. Она рассчитывается пропорционально квадратным метрам приватизируемого жилого помещения квартиры.
Согласно статье №1 ЖК РФ, данная процедура проводится бесплатно для тех физических лиц, кто никогда не приватизировал собственность ранее. В противном случае, приватизационные действия возможно осуществить только после выкупа помещения.
Плюсы и минусы приватизации комнаты в коммуналке
До того, как инициировать сам процесс приватизации, необходимо тщательно взвесить все стороны подобного действия. Если жилец собирается приобрести комнату в собственность, он получает как положительные, так и отрицательные моменты, а именно:
- после получения прав собственника, гражданин в обязательном порядке вынужден будет ежегодно уплачивать налоги, размер которых можно узнать на сайте Росреестра, для этого требуется знать кадастровый номер;
- плата по квитанциям ЖКХ возрастет, так как придется оплачивать все услуги в полном объеме;
- если при проживании в коммунальной квартире есть возможность получить большую жилплощадь при расселении, у собственника такой альтернативы уже не будет;
- нельзя в качестве улучшения условий претендовать на дополнительные комнаты, принадлежащие соседям, при условии их отселения в другую квартиру;
Получив же комнату в собственность, человек волен делать с ней все что угодно, исходя из собственных усмотрений:
- продавать другим людям;
- дарить или передавать по завещанию;
- прописать в ней любого другого человека без согласия остальных жильцов квартиры;
- сдавать или использовать свою недвижимость в качестве залога;
Таким образом, взвесив все «за» и «против», можно приступать к оформлению процедуры приватизации своей комнаты.
Документы, которые нужны для приватизации
Если проживающий в коммунальной квартире принял решение оформить одну или несколько принадлежащих ему по договору социального найма комнат в собственность, для начала оформления необходимо предоставить определенный пакет документов для приватизации комнаты в коммунальной квартире:
- Документы, удостоверяющие личность всех, кто проживает в комнате квартиры и имеет официальную регистрацию по данному адресу – паспорта и свидетельства о рождении. Не имеет значения, была ли оформлена регистрация на проживание в момент получения ордера, или позднее.
- Простую справку по Форме № 9, в которой обозначены все лица или члены семьи, имеющие регистрацию на данной жилплощади, включая несовершеннолетних, с обязательным указанием даты рождения. Подобный документ можно получить как в офисе Управляющей Компании, отвечающей за данный дом, так и в ГУВМ МВД РФ или в Росреестре.
- Письменное заявление на приватизацию. Его образец нужно получить в местных органах самоуправления каждого конкретного населенного пункта, так как его форма может отличаться, или скачать в сети интернет с официальных источников. Под заявлением необходимы подписи всех лиц, начиная с 14-ти летнего возраста, которые зарегистрированы в указанной комнате на момент составления документа. Допускается написание отдельного заявления каждым взрослым, проживающим на данной площади.
- Если взрослый дееспособный гражданин, прописанный в комнате, не желает участвовать в приватизационных действиях, от него требуется нотариально заверенная бумага, подтверждающая отказ. Родители, опекуны или специально аффилированные и приравненные к ним лица не имеют права отказаться от приватизации от имени детей, не достигших совершеннолетия. В подобных ситуациях разрешение на отказ выдается только представителями Органов Опеки.
- Оригинал ордера, который выдавался при получении права проживания в муниципальной квартире. В случае его утери необходимо обратиться за получением дубликата, который может быть сделан в Местном Архиве, если вселение было до 1991 года. Позднее ордера заменены договорами о социальном найме жилья, копию которых можно получить в Местной Администрации.
- Технический паспорт на квартиру, который выдается органами БТИ бессрочно и содержит сведения о зарегистрированных, метраже комнаты, стоимости согласно инвентаризации, капремонте (если таковой имел место) и возможных перепланировках. Однако следует иметь в виду, что данный документ требует обязательного обновления, а также сверки каждые пять лет, в противном случае его владельцу грозит штраф до полутора тысяч рублей. Если техпаспорт на квартиру не был оформлен ранее, стоит начинать срочно его получать в органах БТИ.
- Документы из Управляющей Компании, подтверждающие отсутствие задолженностей по ЖКХ платежам. Не существует точного пункта Закона, в котором задолжавшее лицо не имеет право приватизировать площадь, однако это вызовет задержку в делах и вероятное решение проблемы посредством суда.
- Документы, которые подтверждают отсутствие у проживающих ранее других приватизированных помещений, комнат или квартир, а также отсутствие уже имеющихся приватизационных документов на данную комнату. Из подобного правила есть исключение, если гражданин участвовал в бесплатной приватизации жилья, будучи ребенком, а впоследствии получил еще комнату на основании договора социального найма.
- Договор соцнайма на квартиру. Если он отсутствует или был утерян, необходимо незамедлительно обратиться в органы местного Муниципалитета за заключением нового или выдачей дубликата уже существующего.
Данный список является минимальным требованием для стандартных случаев, когда приватизируется комната в коммунальной квартире. О дополнительных бумагах, которые нужны, выясняется в Жилотделе местных органов самоуправления.
Организации, в которые требуется обращаться для оформления приватизации на комнату
После получения всех документов, жильцу стоит обратиться в Местный муниципалитет своего населенного пункта, в отдел, занимающийся Жилищными вопросами.
В мегаполисах и городах Федерального Значения, на территории МФЦ организована «Служба одного окна», в которой можно получить бесплатную консультацию прямо сейчас. Сотрудники организации ответят на все интересующие вопросы, подскажут, сколько еще бумаг не хватает, помогут в оформлении недостающих и примут собранный пакет документов.
В крупных городах существует платная помощь в подборе и оформлении необходимых документов, что может ускорить процесс их получения. Стоимость подобных услуг необходимо выяснять в каждом случае индивидуально.
После того, как бумаги проверены и приняты, решение о согласии на приватизацию или отказе сообщается подателю в течение двух месяцев согласно установленному порядку.
Это интересно! Причиной для отказа является, обычно, наличие задолженности жильцов комнаты по коммунальным платежам, нахождение жилья в аварийном состоянии, подлежащем сносу или расположенном в закрытом военном городке, а комнаты – в непригодных для жизни условиях.
В первом случае, можно оспорить решение путем подачи искового заявления в судебные органы. Целесообразно воспользоваться помощью дипломированных юристов, в специализацию которых входит решение жилищных вопросов, так как подобные процессы не только сложны по своей сути, сколько занимают много времени.
Процесс регистрации собственности комнаты в коммуналке
В случае принятия отделом Местного самоуправления положительного решения о приватизации комнаты в коммунальной квартире, гражданину выдается на руки договор.
После получения нужно обратиться в ближайшее отделение Росреестра (Регистрационную Палату), в которое требуется подать еще одно заявление о желании зарегистрировать права собственника. Это требуется для занесения информации в Единый Государственный Реестр Прав на недвижимость (ЕГРП), что позволит в дальнейшем совершать с комнатой операции купли, продажи или завещания (дарения). Только после того, как ЕГРП выдаст соответствующее свидетельство, комната будет принадлежать собственнику (одному или нескольким).
При его оформлении в Росреестр требуется предоставить следующие бумаги:
- договор о передаче в собственность, выданный органами Местного Самоуправления;
- оплаченная квитанция (Государственная пошлина, стоимость зависит от метража, статья 25.3 НК РФ);
После прохождения процедуры занесения данных в Росреестр, гражданин получает на руки свидетельство о праве собственности на комнату в коммуналке, которое позволяет в дальнейшем распоряжаться ею по своему усмотрению.